Модератор форума: Arabella_Blood, Yberville, Fair_Marina  
Кают-компания: поговорим о Капитане Бладе и других героях » Творчество Рафаэля Сабатини » Художественная литература » Особенности приключенческой литературы (на примере Сабатини и не только)
Особенности приключенческой литературы
Arabella_BloodДата: Пятница, 17 Августа 2007, 2:34 PM | Сообщение # 21
Арабелла
Группа: Губернаторы
Сообщений: 3159
Статус: За бортом
Quote (Ultra)
Хотя как знать, все на этом свете можно доказать и опровергнуть.

Точно smile

Cras ingens iterabimus aequor
 

LiorelinДата: Суббота, 18 Августа 2007, 0:29 AM | Сообщение # 22
Мичман
Группа: Офицеры
Сообщений: 1406
Статус: За бортом
Quote (Captain_Every)
— Просто ты не очень наблюдателен, племянничек. Вот скажи, к примеру, сколько мачт на нашем флагманском корабле?
— Э-э-э…
— Три. И еще одна маленькая, на бушприте, — я предполагаю, что на нее не хватило дерева.

У-у-у-у-у-у-у!!! Ещё!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Я авантюрист, но я из тех авантюристов, кто рискует только своей шкурой. (Че Гевара)
 

ЭлиоДата: Среда, 29 Августа 2007, 11:44 AM | Сообщение # 23
Адмирал флота
Группа: Губернаторы
Сообщений: 3079
Статус: За бортом
извините, я сообщения касающиеся Блада перенесла в новую тему:)

Он появился на свет с обостренным чувством смешного и ощущением того, что мир безумен. (с) Рафаэль Сабатини.
 

Captain_EveryДата: Четверг, 30 Августа 2007, 11:22 PM | Сообщение # 24
Капитан Эвери
Группа: Офицеры
Сообщений: 809
Статус: За бортом
Мне кажется, слишком много внимания уделяется качественной стороне вопроса, а есть еще количественная. Я о "степени приближения", формализации. Когда мы рисуем ночной пейзаж, то небесные тела естественно принимать за светлые маленькие точки, когда вычисляем орбиты планет по Кеплеру - вполне допустимо считать их абсолютно гладкими, твердыми и ровными шариками, а вот если придется рассчитывать посадку на Марс, я еще посмотрю, как это у вас получится tongue То же самое и с признаками романтического героя. Для первичной классификации они вполне достаточны, но тогда вряд ли следует углубляться в детали, потому что, если книга талантливо написана, детали будут то и дело мешать формализации. Тут я скорее на стороне Арабеллы.

В качестве примера - вот "неопровержимое" доказательство, что самым что ни на есть романтическим героем является... Сильвер wink

Quote
1 Противопоставление мира и человека - герой рассматривается не в совокупности со средой, а вне её, т.к. она ему по духу чужда

Конечно! Миру честных людей он чужд, а из мира своих дружков-пиратов несомненно выделяется умом, силой воли, проницательностью, умением манипулировать людьми, даже храбростью.
Quote
2 В горизонтали - герой смотрит на мир сверху вниз

Именно поэтому. "Уступите мне сквайра Трелони, я хочу сам отрубить его телячью голову"; "твоя башка очень недорого стоит, Израэль, потому что в ней никогда не было мозгов", - вот его отношение к окружающим.
Quote
3 Герой всегда одинок

Ну, не меньше, чем Блад. Где-то там, за кулисами, у него вроде бы есть жена, но кто она и каковы отношения в этом семействе - нам неизвестно (сквайр предполагает, "что именно жена, а не здоровье гонит его в море", но кто ж будет слушать сквайра?!). По крайней мере, как литературный персонаж Сильвер бесспорно одинок.
Quote
4 Герой находится в необычной обстановке (чаще тропики или дикая природа)

Ну да, в плавании, а потом на острове. Таверна не в счет, это отправной пункт.
Quote
5 Герой обладает необычной внешностью, отличается от других

Костыля и попугая, полагаю, будет достаточно? wink
Quote
6 Герой ищет некое спокойствие, он хочет угомониться, но чаще это у него не получается, иначе он перестанет быть романтическим героем.

Еще как хочет! Поскорее захватить сокровища, заполучив себе, естественно, наибольшую долю, и зажить наконец, "как живут настоящие джентльмены". Вот только что-то не получается перерезать всех положительных героев... Рома-а-а-антика?!

А с Кожаным Чулком - наоборот: под большинство этих признаков он, мне кажется, не подходит.

Quote
1 Противопоставление мира и человека - герой рассматривается не в совокупности со средой, а вне её, т.к. она ему по духу чужда

Прежде всего, основная его среда - это лес, а тут уж ни о каком отчуждении по духу речи быть не может. Но и в отношении человеческого общества не все так просто. Да, Кожаный Чулок одинок, создать семью не получилось (дважды мы даже видим, почему), его друзья уходят один за другим и действительно, как в песне, "одни - в никуда, а другие - в князья...", причем второе бывает тоже тяжело. Но это происходит не из-за его романтической отчужденности, а силою обстоятельств, сам же он вполне свободно, непринужденно и охотно общается с окружающими - характерным признаком здесь является то, что он не только имеет друзей (не обязательно диких, к примеру, Джаспер всю жизнь живет среди людей), но и способен легко и быстро подружиться как с людьми своего общественного положения (Кэп), так и гораздо более высокого (майор Хейворд, молодой Эффингам). В "Пионерах", правда, можно усмотреть некоторое противопоставление героя-отшельника наступающей цивилизации, но, во-первых, это происходит не столько в силу романтического штампа, сколько из-за того, что мир, в котором неизменно жил герой в течение нескольких десятилетий, за последние годы стремительно меняется. Кожаный Чулок не противопоставлен миру имманентно, он просто остается самим собой, да и меняться ему поздновато. А во-вторых, если не ошибаюсь, "Пионеры" по времени написания были самым ранним романом цикла, и значит, Купер в цикле как целом уходил от романтического "признака", сознательно или бессознательно.
Quote
2 В горизонтали - герой смотрит на мир сверху вниз

Отнюдь нет! Основной принцип его взаимоотношений с людьми - у каждого есть свой "дар" (gift), и каждый заслуживает уважения. Это относится к белым так же, как и к индейцам.
Quote
3 Герой всегда одинок

См. пункт 1. А если говорить не о дружбе, а о любви, то в одном случае (с Мэйбл Дунхем), может быть, и можно говорить о романтической ситуации (самопожертвование ради молодого друга), но в "Зверобое" все гораздо проще и, если угодно, жизненнее.
Quote
4 Герой находится в необычной обстановке (чаще тропики или дикая природа)

Да, вот тут спорить не приходится smile
Quote
5 Герой обладает необычной внешностью, отличается от других

Он высок ростом, носит оригинальную обувь и беззвучно смеется (хотя последнее относится не столько к внешности, сколько к привычкам или манере поведения). А что еще мы помним о Кожаном Чулке? Какого цвета у него глаза, волосы, носит ли он бороду и если да, то какой формы и т.д.? Самое интересное, я не сомневаюсь, что эти детали где-то по книгам рассеяны, но действующим лицом (как глаза Блада wink ) они не становятся.
Quote
6 Герой ищет некое спокойствие, он хочет угомониться, но чаще это у него не получается, иначе он перестанет быть романтическим героем.

Он не ищет спокойствия, он носит его в себе. Кожаный Чулок в абсолютной гармонии с самим собой, окружающим миром и, хочется сказать, с Богом.

Вот такие мысли. Но я буду еще думать! wink

P.S. Элио, зря Вы тему разделили. Все равно ведь не только о Бладе будем тут говорить...

Добавлено (2007-08-30, 11:22 Pm)
---------------------------------------------
P.P.S. Ну вот, теперь еще и перебросили. В общем, "сеанс игры на двух досках"...


"Ежели вы или кто-либо, кого вы поставите в известность, пожелаете узнать, не нас ли вы видите вдалеке, поднимите ваш флаг на бизань-мачте, убрав на ней паруса. Я отвечу тем же и не буду вам досаждать"
Капитан Эвери
 

ivannaДата: Пятница, 31 Августа 2007, 7:14 AM | Сообщение # 25
Боцман
Группа: Офицеры
Сообщений: 336
Статус: За бортом
Quote (Captain_Every)
действующим лицом (как глаза Блада )

И впрямь! Браво! По ассоциации вспомнила свой любимый приключенческий роман - "Ночные гонцы" Мастерса, где "ледяные голубые глаза" героя тоже являются важным действующим лицом. Только он остроен ровно по противоположному романтическому принципу, как и в случае с Кожаным чулком.

Герой - типичный английский колониальный офицер, и автор всячески подчеркивает, что его привычки, вкусы, манеры - все сформировано соответствующей средой, которой он предан всей душой. Ввиду скромного капитанского звания, он с почтением относится к полковникам и генералам. Одиноким его никак не назовешь - у него толпа друзей, жена, и сын. Спокойствия он не ищет, а наоборот, тоскует, что в скучной гарнизонной жизни его не ждут никакие приключения. И вот такой неромантический персонаж (глаза, правда, голубые) попадает в центр сипайского восстания - и действие поехало! Мой любимый эпизод - это когда герой задумчиво рассматривает "ледяными голубыми глазами" свои грязные ногти и с тоской думает - вот, подвиг надо совершать, а у него ногти не чищены, рубашка грязная, ботинки рваные, опять же сабли нет, которая по званию полагается... Но, преодолев себя, идет и совершает подвиг!

Так что приключенческий роман можно строить и на романтическом принципе, и от противного. Интересно, как выглядела бы "Одиссея" в реалистическом стиле? Питер Блад, тоскуя об отсутствии парика, забирается на борт "Синко Льягас"...


"You have to admire a man who really believes in freedom of choice," Lord Vetinari said. "Sadly, he did not believe in angels"
 

морскаяДата: Пятница, 31 Августа 2007, 1:30 PM | Сообщение # 26
Матрос
Группа: Офицеры
Сообщений: 279
Статус: За бортом
Все молодцы, наконец-то мою мысль уловили. Соглашусь, нельзя всех под штамп подгонять, у всех героев есть и сходства и различия. Литература не математика, такой точности нет, но есть всё-же некоторая определённость. Если её уловить, то критик перестанет быть слоном в посудной лавке. Я вижу, тут прирождённые литературоведы собралисьА про Сильвера - здорово, оригинально и здорово!

Dum spiro, spero.
Пока дышу, надеюсь.
(Овидий)
 

LiorelinДата: Пятница, 31 Августа 2007, 4:07 PM | Сообщение # 27
Мичман
Группа: Офицеры
Сообщений: 1406
Статус: За бортом
Я так чувствую, надо устроить глобальное развлечение, как это делают с произведениями некоторых авторов. Что-то вроде "Что было бы, если "Одиссею капитана Блада" написал... (Теодор Драйзер, Джек Лондон, Маргарет Митчелл, братья Стругацкие, Сергей Лукьяненко, etc.)". biggrin Любопытно, сохранил бы тогда Блад черты романтического героя?

Я авантюрист, но я из тех авантюристов, кто рискует только своей шкурой. (Че Гевара)
 

Arabella_BloodДата: Пятница, 31 Августа 2007, 6:36 PM | Сообщение # 28
Арабелла
Группа: Губернаторы
Сообщений: 3159
Статус: За бортом
Про Сильвера - шикарно!!!
Captain_Every, браво!!!

Cras ingens iterabimus aequor
 

ivannaДата: Понедельник, 03 Сентября 2007, 8:22 AM | Сообщение # 29
Боцман
Группа: Офицеры
Сообщений: 336
Статус: За бортом
Очень было бы любопытно переписать "Одиссею" под стандартный дамский любовный роман (тем более, задатки есть, что греха таить...). С переживаниями Арабеллы, переживаниями Питера, переживаниями лорда Джулиана при минимуме морских сражений. В общем, переживают все!

"You have to admire a man who really believes in freedom of choice," Lord Vetinari said. "Sadly, he did not believe in angels"
 

LiorelinДата: Вторник, 04 Сентября 2007, 10:22 AM | Сообщение # 30
Мичман
Группа: Офицеры
Сообщений: 1406
Статус: За бортом
Хорошая идея! Надо попробовать.

Я авантюрист, но я из тех авантюристов, кто рискует только своей шкурой. (Че Гевара)
 

Кают-компания: поговорим о Капитане Бладе и других героях » Творчество Рафаэля Сабатини » Художественная литература » Особенности приключенческой литературы (на примере Сабатини и не только)
Поиск: