Модератор форума: Arabella_Blood, Yberville, Fair_Marina  
Кают-компания: поговорим о Капитане Бладе и других героях » Творчество Рафаэля Сабатини » Капитан Блад » Арабелла Бишоп
Арабелла Бишоп
marlisДата: Понедельник, 01 Октября 2007, 1:23 AM | Сообщение # 161
Доброволец
Группа: Матросы
Сообщений: 42
Статус: За бортом
А у вас никогда не было ощущения, что в приключенческой литературе (да простят меня поклонники сабжа) женские образы в большинстве слабоваты? - в том плане, что слишком схематичны, и как правило просто пассивно ждут решения своей судьбы от обстоятельств и главных героев. Понятно, что так оно в общем и было принято для женщин в то время, но книга, где сошлись бы два равноценных по харизме персонажа разного пола (этакие Д'Артаньян и Скарлетт О'Хара) была бы намного интереснее этого традиционного варианта.
Собственно, в ОКБ для этого были все предпосылки - Арабелла достаточно самостоятельна, кроме того ей далеко не 16 лет, а все-таки 25, и характер у нее такой, что при желании автор мог бы "закрутить" куда более сложную и яркую любовную линию, нежели переживания капитана наедине с собой о предмете неразделенной любви, перемежаемые редкими встречами с Арабеллой ...
 

DemirДата: Понедельник, 01 Октября 2007, 6:03 AM | Сообщение # 162
Боцман
Группа: Офицеры
Сообщений: 523
Статус: За бортом
Quote (marlis)
Арабелла достаточно самостоятельна, кроме того ей далеко не 16 лет, а все-таки 25, и характер у нее такой, что при желании автор мог бы "закрутить" куда более сложную и яркую любовную линию, нежели переживания капитана наедине с собой о предмете неразделенной любви, перемежаемые редкими встречами с Арабеллой ...

Наверно, считал, что достаточно того, что он написал. Вполне возможно, что его больше интересовали п р и к л ю ч е н и я главного героя, а не его отношения с Арабеллой. В конце концов, это Сабатини, а не Бальзак и не Маргарет Митчелл. В "Эдинбургской темнице" Вальтера Скотта, например, гавные герои - две сестры, а считается что роман слабоват по сравнению с другими произведениями автора, хотя соплеменники Скотта и превозносят эту книгу до небес.

Здесь по дорогам разные истории скитаются и бегают фантазии на тоненьких ногах... (В. Высоцкий)


Сообщение отредактировал Demir - Понедельник, 01 Октября 2007, 6:04 AM
 

Arabella_BloodДата: Понедельник, 01 Октября 2007, 10:36 AM | Сообщение # 163
Арабелла
Группа: Губернаторы
Сообщений: 3159
Статус: За бортом
Quote (marlis)
А у вас никогда не было ощущения, что в приключенческой литературе (да простят меня поклонники сабжа) женские образы в большинстве слабоваты?

Согласна, НО! Это что-то вроде стиля, особенности, признака такой литературы.
Да, можно столкнуть характерами дАртаньяна и Скарлетт ОХара, вот только стоит ли?
Такому человеку, как Блад, нужна не сильная, которая коня-на-скаку и в-горящую-избу, ему нужен покой и соответствующая супруга. Ему нужна именно такая жена, которую нужно оберегать и с которой можно тихо сидеть вечерами у камина, а не носиться по морям, узнавая, куда ее на этот раз черти понесли.

Cras ingens iterabimus aequor
 

marlisДата: Понедельник, 01 Октября 2007, 1:09 PM | Сообщение # 164
Доброволец
Группа: Матросы
Сообщений: 42
Статус: За бортом
Quote (Demir)
В конце концов, это Сабатини, а не Бальзак и не Маргарет Митчелл.

Конечно, приключенческий жанр задает свои правила... Но книга, в которой бы сочетались и увлекательная фабула и психологическая глубина, и сложные взаимоотношения персонажей (а не просто друг-враг-любимая и т.д), вдвойне интересней. Кстати, в другом топике про ОКБ я писала о том, как в детстве мне казалось, что автор написал слишком мало - это "мало" относилось именно к самим персонажам, каким-то их внутренним диалогам-монологам (о приключениях - вполне достаточно и очень здорово).

Иногда мне кажется, что вот такое все и сразу можно получить только из хорошо написанной биографии кого-то реального, так как жизнь, даже полная приключений, все равно у реальной личности полна и противоречий и мыслей, и чувств и т.д. Ведь книги имхо - они все же о людях, и любим мы в них персонажей, а не абстрактные их приключения и судьбы... Когда-то у меня именно это сместило фокус интереса с приключенческой литературы к фантастике, а затем и к нашей и зарубежной классике smile Хотя я до сих пор убеждена, что возможно и "все в одном флаконе" smile

Quote (Arabella_Blood)
Ему нужна именно такая жена, которую нужно оберегать и с которой можно тихо сидеть вечерами у камина, а не носиться по морям, узнавая, куда ее на этот раз черти понесли.

Мне кажется еще, что мы сейчас с трудом можем оценить, как тогда были устроены модели и правила поведения М и Ж. Судим с позиций сегодняшнего дня, когда пол человека уже в меньшей степени определяет его образ жизни, мол как это можно сидеть на месте и спокойно ждать как судьба повернется, вместо того чтобы ковать свое счастье самой ...

 

Arabella_BloodДата: Понедельник, 01 Октября 2007, 1:40 PM | Сообщение # 165
Арабелла
Группа: Губернаторы
Сообщений: 3159
Статус: За бортом
Quote (marlis)
Иногда мне кажется, что вот такое все и сразу можно получить только из хорошо написанной биографии кого-то реального, так как жизнь, даже полная приключений, все равно у реальной личности полна и противоречий и мыслей, и чувств и т.д.

Может и так. Вот только автор пишет не биографию героя, а приключенческий роман. Поэтому и упускает некоторые моменты, которые ему кажутся лишними. Он пишет биографию набросками, которых достаточно, чтобы понять героя, понять идею автора.
Да и потом, напиши Сабатини все подробно, что б мы тут обсуждали? wink
Quote (marlis)
Мне кажется еще, что мы сейчас с трудом можем оценить, как тогда были устроены модели и правила поведения М и Ж. Судим с позиций сегодняшнего дня, когда пол человека уже в меньшей степени определяет его образ жизни, мол как это можно сидеть на месте и спокойно ждать как судьба повернется, вместо того чтобы ковать свое счастье самой ...

Ну, характеры-то вряд ли меняются, и тогда были девицы, не желавшие сидеть дома и вышивать крестиком. И сейчас есть те, кого это устраивает. Иное дело, правила поведения. С точки зрения того времени Арабелла ведет себя безупречно. И именно этот характер, как и правила поведения нужны Бладу.

Cras ingens iterabimus aequor
 

ivannaДата: Понедельник, 01 Октября 2007, 2:02 PM | Сообщение # 166
Боцман
Группа: Офицеры
Сообщений: 336
Статус: За бортом
Quote (marlis)
А у вас никогда не было ощущения, что в приключенческой литературе (да простят меня поклонники сабжа) женские образы в большинстве слабоваты? - в том плане, что слишком схематичны, и как правило просто пассивно ждут решения своей судьбы от обстоятельств и главных героев.

Ну наконец-то у меня нашелся единомышленник! А то я все твержу, что Арабелла в романе схематична, а мне тут же возражают - нет, это полнокровный образ. На мой взгляд, Сабатини честно следовал штампам приключенской литературы 19 - начала 20 века, где полнокровный образ мог быть только у злодейки: сравните миледи и Констанцию Бонасье. Арабелла - как раз такая Констанция, объект романтической любви, и не более того.

Само собой, у положительной героини поощрялся и характер, и самостоятельность и пр., но в разумных пределах (очень разумных, я бы сказала). Скарлетт - это уже 20 век, и она крайне нетипична (да и хэппи-енда в романе нет, что тоже нетипично).

Я люблю ОКБ не за Арабеллу, а за Блада. А Арабелла - именно что безупречная романтическая героиня, которая безупречно себя ведет во всех обстоятельствах.


"You have to admire a man who really believes in freedom of choice," Lord Vetinari said. "Sadly, he did not believe in angels"
 

marlisДата: Понедельник, 01 Октября 2007, 2:40 PM | Сообщение # 167
Доброволец
Группа: Матросы
Сообщений: 42
Статус: За бортом
Quote (ivanna)
Сабатини честно следовал штампам приключенской литературы 19 - начала 20 века, где полнокровный образ мог быть только у злодейки

Да вообще вся мировая литература может предложить единицы романов, где есть самоценный, неуступающий по глубине и психологизму героям-мужчинам женский характер. Вспоминаются сразу книги Джейн Остин, а кто еще? Наши классики, конечно, женских образов создали немало, но все же, имхо, мужчине-писателю ход мыслей и душевное устройство женщины понять сложнее, потому мужчины-герои у них более жизненные какие-то получаются...

 

Arabella_BloodДата: Понедельник, 01 Октября 2007, 3:26 PM | Сообщение # 168
Арабелла
Группа: Губернаторы
Сообщений: 3159
Статус: За бортом
Quote (ivanna)
А то я все твержу, что Арабелла в романе схематична, а мне тут же возражают - нет, это полнокровный образ.

Извините, я не помню, где вы такое говорили sad
Quote (ivanna)
На мой взгляд, Сабатини честно следовал штампам приключенской литературы 19 - начала 20 века, где полнокровный образ мог быть только у злодейки: сравните миледи и Констанцию Бонасье.

Сравниваю. Констанция - интриганка может похлеще миледи! Со всеми своими записочками за корсажем.
Quote (ivanna)
Арабелла - как раз такая Констанция, объект романтической любви, и не более того.

Она прорисована не очень четко, но все же достаточно, чтобы не быть просто объектом. Она говорит, чувствует... Да, Сабатини не может удержаться от штампов, но этот штамп возникает из представления об ИДЕАЛЕ. Кто сказал, что Скарлетт - идеальная героиня? Она сильнее характером и прочем, но милая, нежная Арабелла может нравится и быть героиней не хуже. Почему она должна быть как Скарлетт?
Вы говорите, что Сабатини просто взял штамп романтической героини. Не совсем. Он взял образ, который идеально подходит в качестве спутницы жизни ЭТОМУ герою. Рету Батлеру подходит Скарлетт. Бладу - Арабелла. Ему не нужна сильная женщина, ему нужна вот такая.
Quote (ivanna)
Скарлетт - это уже 20 век, и она крайне нетипична (да и хэппи-енда в романе нет, что тоже нетипично).

Дюма - характерный писатель-романист - хэппи-эндов не писал.
Quote (marlis)
все же, имхо, мужчине-писателю ход мыслей и душевное устройство женщины понять сложнее, потому мужчины-герои у них более жизненные какие-то получаются...

Просто писатель-мужчина пишет от лица героя-мужчины. Сабатини не может подробно описывать Арабеллу, хотя бы потому, что события описываются в основном от лица Блада. Мы просто ее не видим.
Не буду спорить, в женских образах у Сабатини много общего, они одинаково милые, твердые характером, но слабые и нежные... и прочее. Но именно потому, что такие героини нужны Бладу, Морскому Ястребу и другим. Им не нужна супруга, которая будет пиратствовать с ними или ради них бросаться в авантюры.

Cras ingens iterabimus aequor
 

MarihenДата: Понедельник, 01 Октября 2007, 6:51 PM | Сообщение # 169
Матрос
Группа: Офицеры
Сообщений: 239
Статус: За бортом
Quote (Arabella_Blood)
Не буду спорить, в женских образах у Сабатини много общего, они одинаково милые, твердые характером, но слабые и нежные... и прочее. Но именно потому, что такие героини нужны Бладу, Морскому Ястребу и другим. Им не нужна супруга, которая будет пиратствовать с ними или ради них бросаться в авантюры.

Уже говорилось о ясно видимой схожести (особенно) женских образов у Сабатини..и я не думаю что это плохо или неудачно, слабо..нет, напротив, выбрана очень интересная позиция. Уж во всяком случае это подходящие, выбранные к месту героини, они очень удасно вписываются в сюжет и лично я питаю к ним большую симпатию.
Что касается Скарлетт - я восхищаюсь этим образом, Митчелл создала фантастическую женщину, но всему своё место и своя ситуация - мисс О'Хара хороша в "соседстве" с Реттом, Мелли, Эшли..именно в их кругу, в своей книги-жизни.
Quote (Arabella_Blood)
Дюма - характерный писатель-романист - хэппи-эндов не писал.

Сколько раз расстраивалась по этому поводу, а затем всё-таки приходила к тому, что без печального конца не было бы целостности романа ( я сейчас только о Дюма).

FABER EST SUAE QUISQUE FORTUNAE
 

Captain_EveryДата: Вторник, 02 Октября 2007, 11:13 PM | Сообщение # 170
Капитан Эвери
Группа: Офицеры
Сообщений: 809
Статус: За бортом
Quote (ivanna)
А то я все твержу, что Арабелла в романе схематична, а мне тут же возражают - нет, это полнокровный образ.

Просто роман "бладоцентричен", как я тоже где-то уже твердил wink Тот же Волверстон или Питт - не схематичны? По сравнению с Бладом - безусловно, хотя свои черты и своя индивидуальность есть и у того, и у другого. То же самое с Арабеллой. Это "правила жанра", мне кажется, и вряд ли следует называть их непременно штампом. Штамп - это то, что неталантливо, а талантливая вещь штампом не бывает по определению.

Quote (ivanna)
полнокровный образ мог быть только у злодейки: сравните миледи и Констанцию Бонасье

Он не полнокровный, а более яркий, даже скорее - более "броский". Жанщина, которая всех соблазняет и половину встреченных убивает - запоминается, да. А женщина - "просто" большая любовь главного героя, плюс доверенное лицо королевы, плюс те самые записочки за тем самым корсажем... да-а-а-а, проигрывает, что и говорить...

"Ежели вы или кто-либо, кого вы поставите в известность, пожелаете узнать, не нас ли вы видите вдалеке, поднимите ваш флаг на бизань-мачте, убрав на ней паруса. Я отвечу тем же и не буду вам досаждать"
Капитан Эвери
 

Кают-компания: поговорим о Капитане Бладе и других героях » Творчество Рафаэля Сабатини » Капитан Блад » Арабелла Бишоп
Поиск: