Модератор форума: Arabella_Blood, Yberville, Fair_Marina  
Кают-компания: поговорим о Капитане Бладе и других героях » Творчество Рафаэля Сабатини » Капитан Блад » Арабелла Бишоп
Арабелла Бишоп
ЛарисаДата: Понедельник, 13 Августа 2012, 11:04 PM | Сообщение # 751
Матрос
Группа: Матросы
Сообщений: 132
Статус: За бортом
Captain_Every,
Quote (Captain_Every)
приведенные Вами цитаты относятся к "варианту Сабатини" -- несколько условному

О, вот как. Мне интересен именно вариант Сабатини...

Quote (Captain_Every)
Но должен сказать, что и сам вариант мне не кажется логичным. В самом деле, Блад избирает для себя отвратительное и грязное ремесло пирата, ненавидимое всеми честными людьми (двадцатого века, естественно), чтобы остаться неподалеку от прекрасной девушки, которую он любит чистой и пламенной любовью и не имеет ни шансов, ни надежды завоевать. Ну да, у него есть какие-то там авантюристические наклонности, к тому же он, бывает, сильно зашибает. Но не слишком ли слабое объяснение, почему он так хладнокровно ведет свои пиратские делишки, все глубже и глубже погрязая и все дальше и дальше оказываясь от Арабеллы?

Об этом нет смысла спорить :)
Кто-то смотрит на героя и читает его, основываясь на том, что сам знает о жизни и людях.
Я выбираю изучать канон и менять свое представление о Бладе под слова Сабатини. В то, что я знаю о той эпохе, Блад вполне гармонично вписывается. Но это все же реальность Сабатини, а не реальное Карибское море 17 века.

Quote (Captain_Every)
Поэтому предлагаю сделать скидку на романтическое настроение штурмана Питта с его записками и продолжить обсуждение в рамках моего "второго варианта", потому что мне это интересно, а Вам может быть любопытно.

Безусловно, ознакомиться с иными мнениями мне интересно :)

Quote (Captain_Every)
Я думаю, он чувствует себя дураком, потому что не может уловить нужный тон разговора, и злится не столько на нее, сколько на себя. А не может уловить, потому что изначально находится в совершенно растрепанных чувствах, еще не из-за Арабеллы, а из-за своей судьбины горькой.

Я согласна с этим, но есть и большее. Есть отношение Блада к женщинам в целом - галантное, но крайне... снисходительное. Блад сходу очаровывает миссис Стид, и довольно прочно уверен в своей неприкосновенности. Но мисс Бишоп... она не дает собой манипулировать. Но она проявляет искреннее сочувствие, и это Блада обезоруживает.

Quote (Captain_Every)
Дело в том, что он с самого начала жестоко уязвлен, мне кажется. Он продан из-за произвола кровавого правительства, а куплен из-за каприза девчонки-плантаторши. Не очень лестно для его гордости (а он человек гордый) и вполне оправдывает озлобленность.

Вот с этим я не могу полностью согласиться. Жизнь Блада уже покидала - он уже сражался плечом к плечу с бывшими врагами против прежних союзников. Он ко многому относится с иронией, он не чужд посмеяться над собой. Да, он - злится на короля и его двор. Но не Англию, не на англичан. Блад не лелеет защемленную гордыню, он смотрит по сторонам и думает - не только о себе, но и других людях.
Вот лорд Джулиан - да, вот это - картина жестоко уязвленного человека. А Блад... он знает, кто он и что он, и не горюет, если другие его недооценивает (он этим пользуется ;) ).
 

Captain_EveryДата: Вторник, 14 Августа 2012, 1:33 AM | Сообщение # 752
Капитан Эвери
Группа: Офицеры
Сообщений: 809
Статус: За бортом
Quote (Лариса)
Есть отношение Блада к женщинам в целом - галантное, но крайне... снисходительное. Блад сходу очаровывает миссис Стид, и довольно прочно уверен в своей неприкосновенности. Но мисс Бишоп... она не дает собой манипулировать.


Честно говоря, тема взаимоотношений Блада и миссис Стид не кажется мне прописанной достаточно тщательно, чтобы делать выводы о его снисходительности или отсутствии таковой. И, даже используя свои врачебные таланты и мужское обаяние, Блад, по моим представлениям, не унизится до того, чтобы любой ценой обеспечивать с их помощью свою неприкосновенность. Напротив, мне легко представить, как из-за, скажем, высокомерного обращения с ним, -- например, не он сам напомнит о назначенной за него цене (унижение паче гордости!), а ему презрительно напомнят об этом, -- тут же "найдет коса на камень", и он гордо отправится рубить сахарный тростник.

Ведь едва ли не главное для него -- сохранить самоуважение; если хотите, пример из другой области: ведь не закричал же он драгунскому офицеру: "я -- королевский свидетель! вяжите этих бунтовщиков, у одного колотая рана явно боевого происхождения, а второй, вон он, вон он прячется!" -- что было бы примером манипуляции и попыткой (не со стопроцентной гарантией, но хоть какой-то) выйти сухим из воды. Или он за годы наемничества не нагляделся, что такое военно-полевое правосудие, и лелеял иллюзии о хабеас корпус и неприкосновенности свободного англичанина? Ох, вряд ли (в наивности Блада трудно упрекнуть). Но при подобном поведении он унизился бы перед самим собой. Поэтому и в другой обстановке обеспечивать свое сравнительное благополучие за счет чувства собственного достоинства он не захочет.

А как он, собственно, пытается манипулировать мисс Арабеллой, если он, по Вашему же выражению, все время "подкалывает" ее? И чего он хочет (хотел бы) достигнуть таким манипулированием? Здесь, кстати, мы подходим к другому вопросу. В какой-то момент он может начать осознавать, что отношение его к ней начинает окрашиваться в тона... ну для начала некоторой влюбленности. А тогда возникает проблема принципиальной недостижимости (думаю, все мы согласимся, что на роль фаворита хозяйки Блад все-таки не пойдет!). Блад -- не герой "Александрийских песен" Кузмина ("если бы я был твоим рабом и раз в год видел из подвала твои сандалии, был бы я счастливейшим человеком"), мне кажется это тоже очевидным. А если он начинает бороться не с "неподатливой" мисс Бишоп, которая "не дает собой манипулировать", а снова с самим собой, с чувствами, которые в его положении раба не найдут ни в коем случае себе выхода, а изгрызть его изнутри -- смогут?!

Но вот захвачен корабль, и он на Тортуге! Тогда возникают некоторые перспективы (начиная с ожидания смерти Якова и заканчивая уверенностью в продажности британского правосудия). Поэтому те месяцы, которые слабый на голову (в смысле выпивки) Питт считает месяцами сплошного загула, на самом деле становятся месяцами взвешивания шансов и выбора стратегии.

"Ежели вы или кто-либо, кого вы поставите в известность, пожелаете узнать, не нас ли вы видите вдалеке, поднимите ваш флаг на бизань-мачте, убрав на ней паруса. Я отвечу тем же и не буду вам досаждать"
Капитан Эвери
 

ЛарисаДата: Четверг, 16 Августа 2012, 10:58 PM | Сообщение # 753
Матрос
Группа: Матросы
Сообщений: 132
Статус: За бортом
Captain_Every,
Quote (Captain_Every)
Честно говоря, тема взаимоотношений Блада и миссис Стид не кажется мне прописанной достаточно тщательно, чтобы делать выводы о его снисходительности или отсутствии таковой.

Это очень интересный момент - отношение Блада к миссис Стид описано в оригинале, но в перевод попало в искаженном виде:
Immune from the degrading punishments and privations of his fellow-convicts, he was enabled to keep his self-respect, and was treated without harshness even by the soulless planter to whom he had been sold. He owed it all to gout and megrims. He had won the esteem of Governor Steed, and—what is even more important—of Governor Steed's lady, whom he shamelessly and cynically flattered and humoured.
Из структуры предложения я делаю вывод, что дважды использованное "he" относится к одному человеку - Питеру Бладу, и тогда получается, что именно Блад жене губернатора "безбожно и цинично льстил и поддакивал".
Официальный перевод: "Всем этим он был обязан подагре губернатора Стида и, что еще более важно, мигрени его супруги, которой губернатор во всем потакал"
Мне кажется, переводчик ошибся (или переводил "для детей").

Quote (Captain_Every)
Блад, по моим представлениям, не унизится до того, чтобы любой ценой обеспечивать с их помощью свою неприкосновенность.

Безусловно! Я не говорю о крайних мерах. Но Питер Блад - очень гибкий человек. Опять же перечитать его разговоры с Бишопом на Барбадосе - это образец исключительно умелой игры на нервах и амбициях плантатора. ;)
Кстати, я подняла тему манипулирования не в упрек Питеру Бладу - это замечательный навык выживания в тяжелых условиях, и я восхищаюсь тем, как капитан Блад справляется с ситуациями, которые ему подбросила жизнь (вспомнить хотя бы, как ловко он поддакивает дону Хуану с "Этремадуры" в "Искуплении мадам де Кулевэн").
Он умеет приспосабливаться - и именно поэтому он так часто поворачивает ход событий в свою пользу. Это требует смелости, решительности, знания себя и задач в настоящий момент времени - и в том числе действий вопреки своим убеждениям ради этих самых нужд данного момента. И при этом - сохранить самоуважение...
Просто чудеса эквилибристки...
Я восторженно аплодирую!

Quote (Captain_Every)
А как он, собственно, пытается манипулировать мисс Арабеллой, если он, по Вашему же выражению, все время "подкалывает" ее? И чего он хочет (хотел бы) достигнуть таким манипулированием?

Возможно я ошибаюсь, но мне кажется, что цель манипулирования Блада была - заставить Арабеллу держаться на расстоянии: "минуй нас пуще всех печалей...".
А она продолжала с ним заговаривать, несмотря на все то, на что другая богатая женщина-хозяйка давно разобиделась бы и перестала проявлять интерес ;)
Но что бы Блад ей ни говорил - заставить ее реагировать предсказуемо у его не получается. Когда он ее отталкивал - она продолжала с ним разговаривать, а когда он пытался с ней заговорить - она злилась на него и не меняла гнев на милость, пока он не начал говорить от сердца (последний разговор на Барбадосе перед побегом).
Мне кажется, что Блада задевало в разговорах с Арабеллой именно то, что в те моменты он не мог оказаться хозяином положения, а не то, что она формально была его хозяйкой, будучи племянницей полковника Бишопа.
Вот такое у меня мнение сложилось.

Quote (Captain_Every)
В какой-то момент он может начать осознавать, что отношение его к ней начинает окрашиваться в тона... ну для начала некоторой влюбленности.

Мне раньше тоже так казалось. Но когда я перечитала (и продолжаю перечитывать) все три книги, я увидела становление чувств капитана Блада совершенно иным. Мне кажется, он изо всех сил отрицал перед собой и логически развенчивал свое увлечение Арабеллой. Он постоянно держал в памяти ее недостатки и кто ее ближайший родственник. Он понимал, что он очарован, но знал, что его пробуждение от грез неизбежно. Он даже не собирался за нее сражаться с Судьбой, тем более, что о ее чувствах он ничего не знал (ведь наиболее достойным его качеством Арабелла назвала прекрасное знание испанского языка).
Но тут сложный момент: Блад понимал, что желает ее, и понимал, что боготворит ее. Но вот наложились эти два противоположных образа один на другой лишь в самом конце ОКБ.


Сообщение отредактировал Лариса - Пятница, 17 Августа 2012, 7:18 PM
 

Captain_EveryДата: Понедельник, 20 Августа 2012, 3:34 AM | Сообщение # 754
Капитан Эвери
Группа: Офицеры
Сообщений: 809
Статус: За бортом
Quote (Лариса)
Это очень интересный момент - отношение Блада к миссис Стид описано в оригинале, но в перевод попало в искаженном виде


Да нет, это даже обсуждалось здесь, только много лет назад... И я также совершенно уверен, что "он" в приведенной Вами цитате -- Блад, хотя бы потому, что относительно губернатора эпитеты "бесстыдно и цинично" -- ни к селу, ни к городу. Но этой фразой отношения обрисованы, но не прописаны все-таки. "Да здорова она, дурища, просто в этом климате всем европейцам худо", -- думает, например, Блад, а вслух говорит: "Да-да, миссис Стид, вы совершенно правы, что так заботитесь о своем самочувствии, ваше хрупкое здоровье следует беречь, иначе недомогание может вернуться". Бесстыдно и цинично? Да, вполне. Но фокус в том, что он мог бы сделать это и на свободе, просто как практикующий врач, например, чтобы уберечь весь дом Стидов от постоянной нервотрепки, создаваемой мнительною губернаторшей. Тут нет ничего собственно-рабского, вытекающего из униженного положения Блада. Поэтому же следующий пример "манипулирования" --

Quote (Лариса)
вспомнить хотя бы, как ловко он поддакивает дону Хуану с "Этремадуры" в "Искуплении мадам де Кулевэн"


-- мне не кажется подходящим. В этом случае и во многих других, собственно, во всех других (хоть бедолаг Левассера и Сэма вспомним), Блад действует как свободный и самостоятельный человек, да, иногда находящийся в крайне тяжелой ситуации, но на войне все-таки как на войне, -- случается и такое, значит, нужно выпутываться. Почему я об этом заговорил? Да потому что самоуважение воина (пирата, авантюриста, шпиона, в общем, джентльмена благородной профессии), применяющего военную хитрость, и раба, обманывающего своего хозяина, -- это два совершенно разных самоуважения. Поэтому месяцы, проведенные Бладом в рабстве, по моим представлениям должны быть отмечены его сильнейшим разладом с самим собой: да, он умеет и, если хотите, привык язвить и морочить голову другим, но одно дело, когда он при этом свободен (хотя бы, в случае чего, вызвать оппонента на поединок), и совсем другое -- когда его ершистость становится чем-то сродни шутовству, а последствия могут возникнуть в виде безответной пощечины или даже телесного наказания. В силу этого он нервничает, самоуважение его под большим вопросом, а жить в таком состоянии для него мучительно.

Quote (Лариса)
Возможно я ошибаюсь, но мне кажется, что цель манипулирования Блада была - заставить Арабеллу держаться на расстоянии: "минуй нас пуще всех печалей...".


Ну, тогда его способности и талант манипулятора выглядят странно! Элементарный способ действий, с которого при такой задаче нужно начинать (а прочие испробовать, только если этот не вытанцуется): "Я, кажется, вас знаю?" -- "Да, мэм, ваш дядюшка купил меня на пристани". -- "Я слышала, что вы теперь имеете возможность практиковать?" -- "Да, мэм, совершенно верно". -- "И что же, вам теперь легче живется?" -- "Безусловно, мэм, я очень признателен", -- и так далее в том же духе: односложные ответы, никакой собственной инициативы, да и глаз-то лучше не поднимать. А что делает Блад? -- постоянно задирается: "моя цена такая-то", "мои друзья честные повстанцы, а я...", начинает излагать свою историю... То есть возбудить к себе интерес и симпатию -- это способ отстранить от себя "и барский гнев, и барскую любовь"? Сомнительный способ, мне кажется...

К тому же он внутренне настраивает себя против Арабеллы, априорно, пользуясь даже весьма слабыми и странными аргументами, вроде ее родства с Бишопом, "а мы ведь знаем, что это за мерзавец, да и все они, Бишопы, таковы", всссе Торбинсссы мерзсские, вссе, моя прелесссть... (м-да. Ну в общем Вы поняли, о чем я). А рисовать себе априорный образ противника вместо того, чтобы противника изучать -- это верный путь к неудаче, и талантом манипулятора тут не пахнет.

Ну и два замечания общего характера. Собственно, если за первое меня виртуально растерзают, не плачьте обо мне, милые дамы... (Хотя дамы-то и растерзают, возможно).

Первое:

Quote (Лариса)
Но когда я перечитала (и продолжаю перечитывать) все три книги...


Я сейчас склоняюсь к мысли, что "канон" в "бладовском цикле" -- это собственно только первый роман, а остальное -- своего рода авторские "фанфики". Arabella_Blood где-то совершенно правильно говорила, что история Питера Блада и должна заканчиваться там, где закончилась его Одиссея -- и Сабатини, по-моему, как раз проявил талант и чутье, когда удержался от прямых продолжений, всяких "Возвращений капитана Блада", а добавил нам на радость просто несколько разрозненных эпизодов.

Ну, и второе:

Quote (Лариса)
Кстати, я подняла тему манипулирования не в упрек Питеру Бладу - это замечательный навык выживания в тяжелых условиях, и я восхищаюсь тем, как капитан Блад справляется с ситуациями, которые ему подбросила жизнь


А вот здесь давайте уточним. Сам по себе этот талант -- талант, что и говорить. Однако с моральной точки зрения он сродни таланту шулера или убийцы ("мы тебя не больно зарежем -- чик, и ты уже на небесах" -- это какая ж виртуозность!). Он может быть оправдан или вынужден обстоятельствами, как может быть вынуждена обстоятельствами война, а ведь военное искусство в значительной степени строится на обмане (военная хитрость), убийстве, грабеже. Но по шкале моральных ценностей талант манипулятора даже не то чтобы стоит низко, он просто вне ее, он противоречит категорическому императиву, отрицает его, и по-моему, становиться предметом восхищения должен с большой оговоркой.

"Ежели вы или кто-либо, кого вы поставите в известность, пожелаете узнать, не нас ли вы видите вдалеке, поднимите ваш флаг на бизань-мачте, убрав на ней паруса. Я отвечу тем же и не буду вам досаждать"
Капитан Эвери


Сообщение отредактировал Captain_Every - Понедельник, 20 Августа 2012, 3:37 AM
 

Мэри_ТрейлДата: Понедельник, 20 Августа 2012, 8:26 AM | Сообщение # 755
Доброволец
Группа: Заблокированные
Сообщений: 2236
Статус: За бортом
Quote (Captain_Every)
месяцы, проведенные Бладом в рабстве, по моим представлениям должны быть отмечены его сильнейшим разладом с самим собой: да, он умеет и, если хотите, привык язвить и морочить голову другим, но одно дело, когда он при этом свободен (хотя бы, в случае чего, вызвать оппонента на поединок), и совсем другое -- когда его ершистость становится чем-то сродни шутовству, а последствия могут возникнуть в виде безответной пощечины или даже телесного наказания. В силу этого он нервничает, самоуважение его под большим вопросом, а жить в таком состоянии для него мучительно.

Согласна с этим утверждением. И мне кажется именно из-за этого разлада и напряжения внутреннего Блад держится еще более ершисто (ему это вообще свойственно, видимо,чем опаснее вокруг, тем он задиристее).
Quote (Captain_Every)
Я сейчас склоняюсь к мысли, что "канон" в "бладовском цикле" -- это собственно только первый роман, а остальное -- своего рода авторские "фанфики"

Я тоже где-то писала почти слово в слово такие же слова. ОКБ - наиболее канонична, да и Блад там не выглядит мерисью (марти стю).
Quote (Captain_Every)
внутренне настраивает себя против Арабеллы, априорно, пользуясь даже весьма слабыми и странными аргументами, вроде ее родства с Бишопом, "а мы ведь знаем, что это за мерзавец, да и все они, Бишопы, таковы",

Мне кажется, он специально все упрощал и делил на черно-белое, чтобы не париться. Гораздо проще думать о хозяйке как о жестокой и капризной, чем вникать в ее глубокий внутренний мир. blood_smoke

Человек должен уметь посмеяться над собой, иначе он сойдет с ума. К сожалению, об этом знают очень немногие, поэтому в мире так много сумасшедших (с) капитан Блад
 

ЛарисаДата: Вторник, 21 Августа 2012, 0:04 AM | Сообщение # 756
Матрос
Группа: Матросы
Сообщений: 132
Статус: За бортом
Captain_Every,
Quote (Captain_Every)
Да, вполне. Но фокус в том, что он мог бы сделать это и на свободе, просто как практикующий врач, например, чтобы уберечь весь дом Стидов от постоянной нервотрепки, создаваемой мнительною губернаторшей.

То есть Вы подразумеваете, что Блад просто профессионален? Я с Вами не могу полностью согласиться.
Я предлагаю согласиться на том, что наши мнения по этому вопросу различаются ;).

Quote (Captain_Every)
Блад действует как свободный и самостоятельный человек, да, иногда находящийся в крайне тяжелой ситуации, но на войне все-таки как на войне

Quote (Captain_Every)
самоуважение воина (пирата, авантюриста, шпиона, в общем, джентльмена благородной профессии), применяющего военную хитрость, и раба, обманывающего своего хозяина, -- это два совершенно разных самоуважения

Но, мне кажется, Питер Блад никогда не переставал быть воином, даже когда с точки зрения английских законов он был собственностью Бишопа и его рабом.

Quote (Captain_Every)
Поэтому месяцы, проведенные Бладом в рабстве, по моим представлениям должны быть отмечены его сильнейшим разладом с самим собой:

И я придерживаюсь такого мнения. Он же живой человек... И хотя многое было в его жизни, рабство - это совершенно особый опыт. Однако это не первый его опыт зависимого от других существования: была тюрьма, были и войны. И я не думаю, что Блад, с его-то характером, по молодости избежал конфликтов даже в той армии, заодно с которой он воевал. Любое близкое сосуществование с людьми вынуждает к иерархии и иногда допускает "дедовщину".
Что я хочу сказать - вешал Бишопу лапшу на уши, Блад, конечно, не для собственного удовольствия, но и свое самоуважение он при этом не терял (он отыгрывался по-своему - например, доведя Бишопа до бессильной ярости над раненными испанцами).

Quote (Captain_Every)
односложные ответы, никакой собственной инициативы, да и глаз-то лучше не поднимать.

О, но это путь для слабых духом ;) Впрочем, не буду оспаривать Ваше мнение, хотя и остаюсь при своем.

Quote (Captain_Every)
"канон" в "бладовском цикле" -- это собственно только первый роман, а остальное -- своего рода авторские "фанфики"

И с этим я согласна - но все же есть в двух более поздних книгах такое, что для меня очерчивает образ Блада в ОКБ. Я не беру на слепую веру абсолютно все, поверьте. Я следую целостности образа Питера Блада на основе ОКБ, и некоторые рассказы из УКБ и ХКБ меня несколько... коробят...

Quote (Captain_Every)
Но по шкале моральных ценностей талант манипулятора даже не то чтобы стоит низко, он просто вне ее, он противоречит категорическому императиву, отрицает его, и по-моему, становиться предметом восхищения должен с большой оговоркой.

Простите, я не соотношу искусство выживания со шкалой моральных ценностей общества. Исключительно - с внутренними установками конкретного индивида. Поэтому сознательное использование манипуляции - это в большей степени вопрос внутреннего знания о себе, чем общественного одобрения. Победителей обычно не судят.
Это вопрос гордости. И хрупкости самоуважения.
При этом, я хочу обратить Ваше внимание на то, что мое восхищение вызывает именно соблюдение разумности и необходимости в действиях Питера Блада. Он умеет классно провоцировать, но даже при этом он следует (насколько может) понятиям человечности и милосердия. Он признает и подчиняет себя высшим идеалам, чем есть он сам.
 

Captain_EveryДата: Воскресенье, 26 Августа 2012, 2:51 AM | Сообщение # 757
Капитан Эвери
Группа: Офицеры
Сообщений: 809
Статус: За бортом
Quote (Лариса)
То есть Вы подразумеваете, что Блад просто профессионален?


Не совсем. Я подразумеваю, что его поведение не диктуется его рабским положением. Поэтому он в нем свободен (как ни парадоксально звучит) и может поступать так же, как и на свободе. В конце концов, избавить окружающих от губернаторшиных капризов -- разве не благородное дело? Тем более, что с ним, очевидно, обходятся по-человечески, как с врачом. А вот если бы разговор начался с "проклятый бунтовщик, если ее превосходительству не полегчает, ты будешь беспощадно выпорот!" -- как Вы думаете, последовало бы за этим бладовское "циничное и бесстыдное потакание"? Или скорее встречный взрыв и беспощадная порка?

Quote (Лариса)
Но, мне кажется, Питер Блад никогда не переставал быть воином, даже когда с точки зрения английских законов он был собственностью Бишопа и его рабом


Он не переставал бороться. Но борьба воина с оружием в руках и борьба раба (для примера заострю: скажем, шута против злого короля) -- создают совершенно разные самооценки. Быть шутом и ощущать себя воином -- наверное, можно, но я не уверен, был ли способен к этому Питер Блад.

Quote (Лариса)
Однако это не первый его опыт зависимого от других существования: была тюрьма, были и войны. И я не думаю, что Блад, с его-то характером, по молодости избежал конфликтов даже в той армии, заодно с которой он воевал.


Конечно! Но мы ведь об этом ничего не знаем. Мы можем только догадываться, но Сабатини нам этого не показал -- только упомянул о факте его наемничества и о тюрьме.

Quote (Лариса)
Quote (Captain_Every)
односложные ответы, никакой собственной инициативы, да и глаз-то лучше не поднимать.

О, но это путь для слабых духом ;) Впрочем, не буду оспаривать Ваше мнение, хотя и остаюсь при своем.


То есть целью манипуляции было не избавиться от любопытства и внимания хозяйки, а продемонстрировать ей силу своего духа? Ох, вижу, "нам, гагарам, недоступно наслажденье битвой жизни"...

Quote (Лариса)
Простите, я не соотношу искусство выживания со шкалой моральных ценностей общества. Исключительно - с внутренними установками конкретного индивида. Поэтому сознательное использование манипуляции - это в большей степени вопрос внутреннего знания о себе, чем общественного одобрения. Победителей обычно не судят.
Это вопрос гордости. И хрупкости самоуважения.
При этом, я хочу обратить Ваше внимание на то, что мое восхищение вызывает именно соблюдение разумности и необходимости в действиях Питера Блада. Он умеет классно провоцировать, но даже при этом он следует (насколько может) понятиям человечности и милосердия. Он признает и подчиняет себя высшим идеалам, чем есть он сам.


Понимаете, в чем дело... Мы все-таки говорим прежде всего о литературных героях, а их "жизнь" имеет свои законы, не то чтобы отличные от законов обычной жизни, но несколько их дополняющие. Это "амплуа" (в актерском смысле слова), деление на "хороших" и "плохих" и т.п.

Нет сомнений, что существует немало литературных злодеев, отличающихся выдающимися личными качествами, -- Ричард III, Яго, Швабрин, Магуа, Рэшли Осбалдистон (да хоть и уважаемый мною Сильвер)... Каждый из них с точки зрения выживания, достижения своих целей, манипуляции окружающими, ума, в ряде случаев -- смелости и даже своеобразного благородства явно и очевидно незауряден. Столь же очевидно, что пиратский вожак Питер Блад, сколотивший себе состояние на грабеже чужих кораблей и мирных поселений, несмотря на все эти действия, к таким злодеям не относится. На мой взгляд, не относится он и к "слишком многомерным" персонажам, для которых двоичная система -- 0-1, плохой-хороший, -- неприменима. В самом деле, "хороший" или "плохой" Андрей Болконский или Дмитрий Карамазов, Алексей Турбин или полковник Воротынцев? Для Блада же вопрос явно однозначен: Блад -- "хороший" (это не значит, что святой, -- например, он временами крепко зашибает, хотя, с другой стороны, хорошо говорит по-испански), однозначно положительный герой. К чему я это все говорю? Что явно аморальные поступки такому персонажу запрещены просто самими законами того книжного мира, в котором он живет. Даже если эти поступки были бы оправданы в жестоком мире реальной Тортуги или Ямайки, были бы терпимы с точки зрения тогдашнего общества и его шкалы моральных ценностей. И Сабатини, кстати, сам загнал себя в довольно трудные условия: ему нужно было изобразить человека бесспорно положительного... в условиях очевидно отрицательных. Отсюда некоторая странность положения Блада -- он, извините, эдакая чистая и невинная девушка в о-о-очень веселом тортугском доме: его окружают левассеры, каузаки и истерлинги, он командует волверстонами, но при этом должен (Автор велел) сохранять незапятнанными свои ризы (вот, кстати, и отгадка, почему он все время в черном!). Иногда, кстати, происходят осечки: ХХ век равнодушнее к религии, чем XVII-й, поэтому Блад "католик только когда это ему выгодно", и Автор его за это не осуждает, а вот к пиратству ХХ век строже, поэтому приходится делать Блада уникальным пиратом, воюющим без жестокостей и к тому же обижающимся, когда его называют пиратом. Это уже изменение шкалы, о которой Вы упомянули.

И сравнивать (или измерять, оценивать) поведение Блада я в данном случае предлагаю не по шкале тортугских ценностей (ясно, что в обществе воров, скажем, способности к обману будут добродетелями) и даже не совсем по реальной шкале нашего времени, а по максимуму -- именно поэтому я и вспомнил категорический императив: относись к другому человеку всегда как к цели и никогда как к средству. По этой шкале манипуляция другими и является, на мой взгляд, чем-то сродни, скажем, пыткам: Бладу запрещено пытать пленных не потому, что его осудит Левассер или Волверстон, а потому что с его амплуа "хорошего" героя пытки не то что не вяжутся, а просто несовместимы. (А вот напиться -- это можно, это ничего).

Не знаю, насколько прояснил свою мысль, но по крайней мере попробовал.

"Ежели вы или кто-либо, кого вы поставите в известность, пожелаете узнать, не нас ли вы видите вдалеке, поднимите ваш флаг на бизань-мачте, убрав на ней паруса. Я отвечу тем же и не буду вам досаждать"
Капитан Эвери
 

Мэри_ТрейлДата: Воскресенье, 26 Августа 2012, 2:58 AM | Сообщение # 758
Доброволец
Группа: Заблокированные
Сообщений: 2236
Статус: За бортом
Captain_Every, браво!!! просто нет слов (пока)
особенно касательно амплуа Блада, как положительного героя.

Человек должен уметь посмеяться над собой, иначе он сойдет с ума. К сожалению, об этом знают очень немногие, поэтому в мире так много сумасшедших (с) капитан Блад
 

orionДата: Воскресенье, 26 Августа 2012, 11:00 AM | Сообщение # 759
Штурман
Группа: Офицеры
Сообщений: 2265
Статус: За бортом
Captain_Every, +100!
 

ЛарисаДата: Воскресенье, 26 Августа 2012, 11:57 PM | Сообщение # 760
Матрос
Группа: Матросы
Сообщений: 132
Статус: За бортом
Captain_Every,

Quote (Captain_Every)
Не совсем. Я подразумеваю, что его поведение не диктуется его рабским положением.

Значит, только - его человечностью и профессионализмом.
Я с Вами, при всем уважении, не согласна. Слишком часто он вспоминает и напоминает Арабелле и ее дяде о покровительстве губернатора и его жены, чтобы его нисколечко не волновал этот вопрос.

Quote (Captain_Every)
А вот если бы разговор начался с "проклятый бунтовщик, если ее превосходительству не полегчает, ты будешь беспощадно выпорот!" -- как Вы думаете, последовало бы за этим бладовское "циничное и бесстыдное потакание"? Или скорее встречный взрыв и беспощадная порка?

Так Вы думаете, Бишоп ему этого не сказал?! Это настолько в его характере (полковника), что я бы не ждала от него другого напутствия.
И, насколько я понимаю характер Блада, он не полез бы на рожон из-за на словесных оскорблений. Он выдал встречный вызов только перед нападением испанцев - потому что отступать и перегруппировать силы не было другой возможности: когда окончательно сорвался побега своими силами - из-за жизни Джереми.
Ради своей гордости Блад никогда бы этого не сделал [не могу смотреть фильм 1935 года :( ].

Quote (Captain_Every)
Но борьба воина с оружием в руках и борьба раба (для примера заострю: скажем, шута против злого короля) -- создают совершенно разные самооценки.

Простите, но самооценка заключается именно в том, насколько человек понимает реальные условия, в которых он оказался, и что именно он может требовать от себя в этих условиях.
И с каких пор главное оружие - в руках, а не - в духе и мозгах?
Вкалывание на плантациях под бичами надсмотрщиков, безусловно, деградирует и дух, и мозг.
Но Блада это миновало, его рабство было сродни тюремному заключению, и даже мягче.

Quote (Captain_Every)
Быть шутом и ощущать себя воином -- наверное, можно, но я не уверен, был ли способен к этому Питер Блад.

То есть Вы воспринимаете его зубоскальство как шутовство и бессмысленное исхождение злобой?
Я с Вами не согласна.

Quote (Captain_Every)
То есть целью манипуляции было не избавиться от любопытства и внимания хозяйки, а продемонстрировать ей силу своего духа? Ох, вижу, "нам, гагарам, недоступно наслажденье битвой жизни"...

Ей-то зачем демонстрировать? Себе самому. Откуда же еще самоуважение берется? Только от своей оценки своих действий и их результатов... Одно (самоутверждение) вовсе не исключает другого (держать мисс Бишоп на разумной дистанции).

Quote (Captain_Every)
Понимаете, в чем дело... Мы все-таки говорим прежде всего о литературных героях, а их "жизнь" имеет свои законы, не то чтобы отличные от законов обычной жизни, но несколько их дополняющие. Это "амплуа" (в актерском смысле слова), деление на "хороших" и "плохих" и т.п.

Мой Бог, а я-то думаю, в чем же суть непонимания.
Меня не волнуют законы жанра, и я не считаю Блада безусловно "положительным" героем. Он живет в скотском мире, и он это знает. Моя любимейшая цитата после первого прочтения ОКБ была: "Блад шел среди яблоневых деревьев, склонившихся под тяжестью плодов, и думал, что человек, как он давно уже подозревал, – это не венец природы, а ее отвратительнейшее создание, и только идиот мог избрать себе профессию целителя этих созданий, которые заслуживали уничтожения."

Quote (Captain_Every)
И Сабатини, кстати, сам загнал себя в довольно трудные условия: ему нужно было изобразить человека бесспорно положительного... в условиях очевидно отрицательных.

То есть, Вы считаете, что если Сабатини не расписал, сколько испанцев порубили в капусту при абордаже - значит, никто и не пострадал? Я что-то Вас не понимаю.
Как я понимаю пиратство Блада: на кораблях были убитые с обеих сторон. В городах, которые он брал - тоже хватало трупов: одни разрушенные форты чего стоили, даже если губернаторы сразу откупались от дальнейшей агрессии. Если же пираты Блада входили в город - не было изнасилований (по крайней мере до Картахены), а трупы - могли быть (если кто-то рьяно защищал свое добро).
Сабатини об этом напрямую не пишет, но он и не отрицает. Мне это легко дорисовывается...
Я не знаю, может, у Вас другое представление этих ситуаций.
Где там место "положительному" герою - я с Вами вместе буду удивляться...

Quote (Captain_Every)
Иногда, кстати, происходят осечки: ХХ век равнодушнее к религии, чем XVII-й, поэтому Блад "католик только когда это ему выгодно", и Автор его за это не осуждает, а вот к пиратству ХХ век строже, поэтому приходится делать Блада уникальным пиратом, воюющим без жестокостей и к тому же обижающимся, когда его называют пиратом. Это уже изменение шкалы, о которой Вы упомянули.

Дело-то в том, что Блад - пират, хоть и старается не стать таким, как истерлинги и левассеры. Обижается он именно потому, что правда глаза колет. И Сабатини с фактом пиратства Блада ни разу не спорит, это сам Питер не хочет, чтобы его таковым считала Арабелла.
Обычное, совершенно повседневное человеческое чувство - хотеть в глазах значимого человека отражаться лучше, чем есть по жизни.

Quote (Captain_Every)
И сравнивать (или измерять, оценивать) поведение Блада я в данном случае предлагаю не по шкале тортугских ценностей (ясно, что в обществе воров, скажем, способности к обману будут добродетелями) и даже не совсем по реальной шкале нашего времени, а по максимуму -- именно поэтому я и вспомнил категорический императив: относись к другому человеку всегда как к цели и никогда как к средству.

Это уже из категории святости, и я в этом не сильна, честно признаться. Уважаю, но не всегда могу следовать. Думаю почему-то, что и для Питера Блада было так же.
Я считаю, что Блад придерживается милосердия и человечности, насколько позволяли обстоятельства, не потому, что ему так "положено" и он "по-другому не может", а потому, что он это осознанно выбирает - как проявление своего уважения к себе: раз за разом давать людям шанс, иногда получая шишки, а иногда - друзей.
Но кроме этого Питер Блад способен и на просчитанную безжалостность. Вопрос к Вам: выстрелила бы пушка с доном Диего? Сжег бы Блад Маракайбо, если бы не получил выкуп? Я думаю - да, Блад на это способен. Но этого не хочет и не сделает без всякой цели.
Он не идеален. На шантаж он идет - на раз. Его и свои уважают за умение делать предложения, от которых сложно отказаться ("выбор есть, пожалуйста, но Вам может не понравится"). Какая иначе дисциплина?
И поэтому рассуждения из серии "манипулировать другими - фу и нельзя" в отношении Блада, это... ну я не знаю даже... Детский лепет какой-то. Дело в том, что ребенка "несет", и он завирается, вызывая у окружающих смех. А взрослый человек понимает разумную границу - что скрыть, что показать, что приукрасить и как повернуть ситуацию в свою пользу. И, что самое важное, взрослый человек понимает, когда нужно прекратить ерничать и когда сказать правду, которая может сделать его уязвимым и именно поэтому - живым.
Мне нравится, что Питер Блад - не Дон Кихот, не "душа нараспашку". Большинство людей заклинивает в одной из двух крайностей: либо доверять всем, либо - никому. А Питер Блад долго присматривается к людям из-за щита иронии, но он способен открыться и доверять. Для меня это качество истинно живущего человека. Не образа.
Вы, разумеется, вправе со мной не соглашаться.
 

Кают-компания: поговорим о Капитане Бладе и других героях » Творчество Рафаэля Сабатини » Капитан Блад » Арабелла Бишоп
Поиск: