Морские будни
|
|
Lida_anderson | Дата: Воскресенье, 20 Марта 2011, 11:46 PM | Сообщение # 1 |
Матрос
Группа: Офицеры
Сообщений: 228
Статус: За бортом
| Я тут подумала, а чем занимались Блад и компания, когда они были на борту? Сабатини подробно описал эпические моменты, типа взятия Маракайбо, но быту он почти не уделял внимания. Что и понятно, роман-то не резиновый. Но может здесь есть историки, знакомые с этой темой? Как вообще распределялись роли на корабле? Ну, понятно, капитан "первый после Бога". Но кроме того, что он командовал во время боя, какие у него были функции? Какие обязанности были у офицеров? Кто отвечал за провиант, дисциплину на борту? Кто разрешал конфликты? И чем кроме работы они были заняты? Хорошо, Блад любил читать. Но он вряд ли был записан в Тортугскую районную библиотеку, так что книги быстро кончались. Какие варианты? Меня всегда интересовали бытовые детали, но почему-то все романисты-маринисты стыдливо обходили их в своих произведениях.
|
|
|
|
Мария | Дата: Понедельник, 21 Марта 2011, 12:08 PM | Сообщение # 2 |
Боцман
Группа: Офицеры
Сообщений: 430
Статус: За бортом
| Quote (Lida_anderson) Но он вряд ли был записан в Тортугскую районную библиотеку, так что книги быстро кончались. Какие варианты? у него были для этого испанские корабли (с культурными донами_Жуанами на борту) Добавлено (2011-03-21, 12:08 PM) --------------------------------------------- у того была неплохая библиотечка, правда - несколько фривольного содержания...
Сиди спокойно на берегу реки, И мимо тебя проплывет труп твоего врага (с) индейская мудрость
|
|
|
|
Мэри_Трейл | Дата: Вторник, 22 Марта 2011, 4:20 PM | Сообщение # 3 |
Доброволец
Группа: Заблокированные
Сообщений: 2236
Статус: За бортом
| ну, полагаю, именно капитан был главным массовиком-затейщиком по части разработки планов будущих операций. Чем и занимался, когда было свободное время.
Человек должен уметь посмеяться над собой, иначе он сойдет с ума. К сожалению, об этом знают очень немногие, поэтому в мире так много сумасшедших (с) капитан Блад
|
|
|
|
Gella | Дата: Четверг, 24 Марта 2011, 3:41 PM | Сообщение # 4 |
Доброволец
Группа: Матросы
Сообщений: 17
Статус: За бортом
| Ну, в целом если учесть что по замечанию Сабатини, регламент на "Арабелле" весьма походил на регламент военного корабля, то можно внимательно посмотреть на военные корабли того времени. Из того, что помню навскидку: - Весь экипаж корабля делился на две вахты. Эти самые вахты менялись каждые 4 часа, за исключением двух вечерних полувахт по 2. Одна вахта находилась на дежурстве, вторая отдыхала - за исключением команды all hands, то есть "свистать всех наверх". Таким образом поспать больше 4х часов не удавалось никому. Чаще всего прихордилось вскакивать через полчаса после смены, потому что что-нибудь случалось. Спали, кстати, в одежде, потому что при алл хэндс одеваться-обуваться - некогда) - Внутри вахт команда подразделялась по роду занятий. Наиболее четким разграничение было на случай боя, но +- трамвайная остановка, это действовало и в остальное время. На случай боя есть прямо детальная раскладка - сколько на какой палубе людей у какого орудия, сколько и куда носит снаряды, где находится хирург и сколько у него помощников и т.п. - В целом, поскольку хождение на парусном судне сопряжено с большим разнообразием деятельсноти, даже если погода хороша, ветер - годный, а курс не изменится ближашие часов 8. Про это можно попобробнее, но если есть желающие послушать) - Был довольно четкий распорядок дня. Часиков с 4х утра начиналась утренняя приборка. Считается, что если кораблю в ближайшее время порт или перспектива встречи с другим судном не светит, то палубы особенно не драили, но во-первых Блад не Тихий Океан персекал, а во-вторых он, мне кажется, в этом отношении был очень педантичен, так что приборка происходила наверянка почти каждое утро. В расписание были вписаны приемы пищи, кстати и еще молитвы. Последнее, опять-таки для уважаемых воров и пиратов не очень актуально). А, еще из очеивдных, но приятынх деталей - время отбивалось ударом корабельного колокола, раз в полчаса. Это то, что называют склянками) То есть6 склянок - это 3 часа от начала вахты, 8 - сменяемся. Чем они занимались на берегу... Очевидцы свидетельствуют, что все занимались борделями и прочим женским населением, кабаками; еще - как ни странно - осмотром достопримечательностей и э... культурных явлений (я понимаю, это странно звучит, но для офицеров это было вполне характерно; другой вопрос что, скажем, на Тортуге смотреть было особенно нечего, кроме кабаков и борделей :). Хотя если они захаживали на Мартинику - там поприличней и есть чем занятся); офицеры активно читали (некоторые довольно большие билиотеки с собой возили), вели дневники (не только Питт :)) Матросы активно занимались хоровым пением и танцами (по-моему в "Хозяине морей" есть неплохие иллюстративные сцены). Ну в общем все довольно просто) Живя на корабле - далеко не уйдешь, и ничем монументальным не займешься - потому что в любой момент могут сдернуть обратно, да и... главная любовь и увлечение - оно такое, синего цвета чаще всего и мокрое. И постоянно зовет, истинная правда)
|
|
|
|
Lida_anderson | Дата: Четверг, 24 Марта 2011, 6:10 PM | Сообщение # 5 |
Матрос
Группа: Офицеры
Сообщений: 228
Статус: За бортом
| Quote (Gella) Таким образом поспать больше 4х часов не удавалось никому. Чаще всего прихордилось вскакивать через полчаса после смены, потому что что-нибудь случалось. Спали, кстати, в одежде, потому что при алл хэндс одеваться-обуваться - некогда) При таких условиях, какие там к чертям ром да бабы на берегу? В уголочек и спать, спать... А офицеры тоже не спали? Quote (Gella) но во-первых Блад не Тихий Океан персекал, а во-вторых он, мне кажется, в этом отношении был очень педантичен, так что приборка происходила наверянка почти каждое утро. Но ведь не сам же он на карачках палубу драил? Он-то чем в это время занимался. Quote (Gella) Хотя если они захаживали на Мартинику - там поприличней и есть чем занятся); офицеры активно читали (некоторые довольно большие билиотеки с собой возили), вели дневники (не только Питт :)) Вот о чём и речь. Понятно, что простых матросов (тем более пиратов) офицеры старались загрузить работой по уши во избежание. А то ещё скорбеть начнут. А вот сам капитан и высший офицерский состав? Ну не могу я представить себе Волверстона читающим или пишущим "дорогой дневник, сегодня..." Quote (Gella) Про это можно попобробнее, но если есть желающие послушать) Есть! Есть! Вот они мы!
|
|
|
|
Gella | Дата: Четверг, 24 Марта 2011, 9:04 PM | Сообщение # 6 |
Доброволец
Группа: Матросы
Сообщений: 17
Статус: За бортом
| Да, конечно, офицеры тоже дежурили. У них точно также вахты были. Если я правильно помню, когда корабль стоял в порту, дежурство по вахтам все же не так выглядело, в нем не было нужды именно в таком виде. Так что нормально - поспал - и по бабам))) У капитана такого режима не было. ОБЫЧНО он спал ночью. Quote Но ведь не сам же он на карачках палубу драил? Он-то чем в это время занимался. В целом капитан обычно рутины не особенно касается - на обеспечение решения стандартных задач есть офицеры (Потому капитан и спит по ночам). Сабатини замечает, что обычно Блад активно участвовал во всем, что было связано к подготовке судна к отпылытию, но это он, надо думать, демоснтрировал нам, какой хороший Питер отец-командир - а то как же не проследишь за солонинкой, что же ребята кушать будут? Или вот пороху сырого подсунут, сволочи. Тортуга-с! Причем именно в его случае можно было несколько расслабится - у него были хорошие офицеры, которые не искали как бы себе в карман ломоть лишний уложить из общака. А вот ведь. В целом капитан - это такой специальный человек, который, грубо говоря, принимает все принципиальные и стратегические решения и берет на себя командование в нестандартных ситуациях. От того, насколько хорошо он эти задачи решает зависит благополучие и процветание корабля и команды. Вроде звучит очень общО и административно, но на самом деле на это нужен большой ум, опыт и квалификация, ибо дел там невпроворот. У капитанов различных кораблей, стоящий на госслужбе был просто вагон инструкций, где сообщалось за что они отвечает непосредственно. Кроме очеивдного обеспечения сохранности судна при выполнении боевых и не очень задач были, например контроль за расходами корабля (как продовольственными так и оружейными). А тогда - я не устаю просто преклонятся перед этими людьми! - это буквально в каждый момент был шаг в неизвестность да еще и при постоянной нехватке ресурсов. Откуда начать? Ну, например, с навигации. Сейчас все сравнительно несложно - определяем положение по ЖПС навигатору, по великолепной карте с промерянными глубинами и отлично известным раписанием отливов и приливов (раз уж мы оказались в местности. где они есть), указанными течениями, прокладываем курс, и вперед. Я несколько утрирую, конечно, простоту процесса, но примерно так и есть :). А вот раньше 95% этой информации отсутсвовало. Тогда у них кроме компаса, собственных глаз, и не всегда корректной карты, где был обозначен минимум информации не было ничего. И это притом, что промахнутся на одну минуту может быть очень критичным - одна минута широты - это все ж таки ж морская миля! А еще помножить на ночные переходы, плохую видимость, шторма в открытом море - не считая неизвестного графика отливов и приливов, внезапных подводных течений, рифов, которые не слишком хорошо видно издалека углядели воворемя и т.д. и т.п. Затем, вся эта детельность (и ведь не просто под парусом походить от Тортуги до Гваделупы!) велась в условиях постоянной нехватки ресрсов - пресной воды и вина (чтоб дезинфецировать воду :)) и пищи. Я бы сравнила капитана корабля с правителем небольшого государства, который постоянно находится в состоянии вооруженного конфликта с соседями. У этого парвителя совершенно точно есть и министр финансов (баталер) и комплект генералов и какой-нибудь вице-канцлер, но принципиальные решения всегда принимает именно он. То есть отдавая приказ "Джерри, будь добр, проложи курс отсюда, через вот этот пролив, обогнув Н. с северо-запада и подойдя затем с юго-востока" он должен проскрипеть шестеренками будь здоров. А потом еще и корректировать постоянно задачи всему личному составу. Кроме того, есть еще ряд задач, связанных с поддержанием дисциплины, которые находятся в ведении только капитана. На пиратских кораблях могло быть по-разному, но, грубо говоря неподчинение, определнные невыполнения приказа и т.д. наказывались "по усмотрению капитана". То есть работа с личным составом - тоже входила в его круг занятий. Если б капитан участвовал в контроле за процессом "выходим и порта, от Сен-Никола курс 215 градусов" ему бы некогда было заниматься тем, чем он заниматься должен. Матрос знает свой кусок - как зарифовать парус на гроте, например. Или как зарядить кулеврину и из нее жахнуть. А капитан - он у нас самый умный (умнее нас всех вместе взятых), самый хитрый и самый сообразительный, нас в обиду не даст, к деньгам приведет, а если что - еще и вылечит) В общем, не пропадем мы с таким капитаном. Ну а если что - и помереть не жалко! Кстати, не забудьте подать ему на ужин рябчика в ананасовом соусе и суп из осминогов, он всегда ест суп! :) Правда наш герой во всем этом еще и Горация почитывать успевал, так что я полагаю, спал часа по 2 в день)) Добавлено (2011-03-24, 9:04 PM) --------------------------------------------- Да, я думаю, что Волверстоун конечно же преимуещственно пил да по бабам ходил. Ибервиль наверянка и дневнчок-с вел и Декамерон почитывал какой-нибудь :) Хотя нет, он же гугенот, никакого Декамерона. Агриппу дОбинье :)
Сообщение отредактировал Gella - Четверг, 24 Марта 2011, 9:26 PM |
|
|
|
Lida_anderson | Дата: Пятница, 25 Марта 2011, 9:12 PM | Сообщение # 7 |
Матрос
Группа: Офицеры
Сообщений: 228
Статус: За бортом
| Gella, спасибо! Нет, я конечно знала, что на парусном судне полно работы для всех, но чтобы вообще без роздыху... Речь о досуге вообще не идёт!
|
|
|
|
Gella | Дата: Пятница, 25 Марта 2011, 11:08 PM | Сообщение # 8 |
Доброволец
Группа: Матросы
Сообщений: 17
Статус: За бортом
| Ну, это правда :) Конечно в целом во флоте было получше,чем на суше, но достаточно условно. То есть время есть на слегка выдохнуть, пивка из пайка глотнуть и на гармошке поиграть, но страдать от безделья точно не приходилось. Я на самом деле не настолько хорошо в курсе именно кораблей с прямым парусным вооружением, но в принципе можно оглянутся на современные яхты с косыми парусами и увеличить коэффициент сложности в несколько раз. (Это я как бы начала писать про то, из чего в принципе складываются службы на корабле). Прежде всего, передвижение при помощи одной только силы ветра - это достаточно проблемно. Дело в том что ветер почти никогда не дует в нужную сторону (даже при условиии, что он дует с нужной силой!). А любой корабль ограничен в векторах движения относительно направления ветра. Например, современная круизная парусная яхта может идти под 45 градусов против ветра. Что означает, что теоретически выдерживать направление строго против ветра - возможно, но фактически проделанный путь от этого увеличиться очень сильно - идти придется зигзагом , поворачивая на угол в 90 градусов. НО - это современные яхты такие маневренные, а парусные суда того времени таким похвастатся не могли. Я не буду вводить в заблуждение конкретной цифрой, потому что не помню, но маневренность у них ощутимо меньше. Да, и у галеона есть чуть-чуть косых парусов, но основное его парусное вооружение - прямое. Но в любом случае - маневр по повороту - это большое число манипуляций с парусами, на что требуется много народу, которые четко знают куда бежать, за что хвататься и с какой веревкой что делать. Затем, ветер постоянно не только немного (или достаточно ощутимо) меняет направление, у него еще и скорость разная (ну и еще задачи разные - шли неделю в открытом море, а сегодня подползаем к заливу, только со входом надо быть осторожнее, рифы и корабль на мель сел). В зависимости от этого может возникнуть необходимость подрифовать (уменьшить площадь) паруса, или наоборот. В общем это как живой организм, с которым постоянно что-то происходит, за этим нужно следить и вовремя поспевать за его реакциями. ***** Пойду подумаю и расскажу что-нибудь про остальные работы)
|
|
|
|
Lida_anderson | Дата: Суббота, 26 Марта 2011, 1:08 AM | Сообщение # 9 |
Матрос
Группа: Офицеры
Сообщений: 228
Статус: За бортом
| Ждём с нетерпением!
|
|
|
|
Captain_Every | Дата: Вторник, 31 Июля 2012, 2:17 AM | Сообщение # 10 |
Капитан Эвери
Группа: Офицеры
Сообщений: 809
Статус: За бортом
| Quote (Lida_anderson) Понятно, что простых матросов (тем более пиратов) офицеры старались загрузить работой по уши во избежание. А то ещё скорбеть начнут.
Кстати, как раз на пиратских кораблях с досугом было поспокойнее. Встречалось упоминание, что помимо собственно команды (то есть господ пиратов), на борту было сколько-то негров (цифры могу проверить) для выполнения грязной работы. Кроме того, у пиратов была неформальная иерархия, строившаяся на "сроке службы" (прошу прощения, конечно же нет) -- и соответственно обязанности могли перераспределяться, кто-то драит медяшку непрестанно, а кто-то и в гамаке полеживает. Блад, конечно, человек строгий, но что он -- один-единственный -- смог установить дисциплину на пиратском корабле, как на военном, не совсем верится.
Quote (Lida_anderson) Ну, понятно, капитан "первый после Бога". Но кроме того, что он командовал во время боя, какие у него были функции? Какие обязанности были у офицеров?
Вообще-то Блад должен был, памятуя опыт с привлечением в лоцманы Дона Диего, позаботиться о повышении собственных знаний в кораблевождении. Поэтому значительную часть времени, особенно на первых порах, он должен был заставлять Питта преподавать ему основы навигации. А разобравшись в общих чертах, что к чему, -- подменять Питта в наблюдениях. Потому что ходили-то по счислению, значит, нужно все время следить за скоростью и чтобы время отмеряли точно, а то можно и на берег выброситься.
Офицеры, если мне не изменяет память, в то время были: лейтенант (первый помощник или старший офицер, если модернизировать); штурман; артиллерист (старший артиллерийский офицер); боцман (да, мне встречалось отнесение боцмана именно к офицерам, потом это изменилось); плотник. У Блада, соответственно, я так понимаю: Хагторп, Питт, Огл. В боцманы я бы поставил Волверстона, а вот плотник? Не помню.
Quote (Lida_anderson) При таких условиях, какие там к чертям ром да бабы на берегу? В уголочек и спать, спать...
Это мудрое высказывание, но опыт показывает, что человеку нужно многое, кроме сна, и иногда в совершенно неожиданной форме. Про церемонии при переходе через экватор все знают (а бывали и при переходе через тропик), но это не единственный пример "самодеятельного театра" на борту. Иногда он кончался непредсказуемо -- не вовремя вылезший с нижней палубы пират однажды решил, что взбесившиеся товарищи хотят казнить его друга, и полез в драку. Иногда же проходил весело и ко всеобщему удовольствию (как, например, шутовской суд, разыгранный другой пиратской командой: "Тебя следует повесить по трем причинам. Во-первых, потому что не годится, чтобы я тут сидел и судил, и никого бы не повесили. Во-вторых, тебя следует повесить, потому что у тебя вид висельника. И в-третьих, тебя следует повесить, потому что я проголодался, ибо знай, мерзавец, что согласно обычаю, если обед для судьи уже готов, а судебное заседание еще не окончилось, то подсудимого, конечно, следует повесить!").
"Ежели вы или кто-либо, кого вы поставите в известность, пожелаете узнать, не нас ли вы видите вдалеке, поднимите ваш флаг на бизань-мачте, убрав на ней паруса. Я отвечу тем же и не буду вам досаждать" Капитан Эвери
|
|
|
|
|