Морские будни
|
|
Gella | Дата: Пятница, 03 Августа 2012, 10:43 AM | Сообщение # 21 |
Доброволец
Группа: Матросы
Сообщений: 17
Статус: За бортом
| Quote Мне кажется, у берегов Британии все-таки не такие длинные переходы, как через Карибское море. Хотя, с другой стороны, прославленные туманы... И опять-таки неизвстно, сколько навигаторов было на том корабле, на котором он ходил дома...
А дело же не в протяженности. Просто у южных берегов Британии самая сложная навигация, из тех, что вообще есть в мире. Прилив-отлив по три раза в день, местами со скоростью 6 и более узлов, изменение глубины на 4-6 метров, пересекающиеся течения, образующие водовороты, постоянный достаточно сильный ветер, и еще атлантические волны, которые там ничто не тормозит. То есть нужно учитывать огромное количество поправок постоянно. По этой причине, кстати, к примеру на Темзе уже тогда стояли буйи, которые снимали в случае, если враг близко. А, еще там довольно темная вода, в отличие от той, что на карибах, и частые внезапно стоящие камни и мели не видно, даже когда ты к ним приближаешься, но это так, до кучи.
То есть вот сейчас, несмотря на то, что это береговая навигация, есть подробно все описывающие альманахи (направление и сила течения за 6,5,4,3,2, 1 час до прилива) - это все равно не отдых. Как сказал мне в свое время наш инструктор, бывший офицер Королевского Флота: "Зачем тебе на карибы, тебе там будет скучно и совершенно unchallenging". Там кстати, половина островов еще и не в приливной зоне находится. ===
Вообще я думаю, что конечно Блад обучился базовым навыкам, чтобы в случае чего было можно сориентироватся, но вряд ли он регулярно Питта подменял на вахте и ведении наблюдений. Но в целом взять сколько-то грамотного помощника шкипера и научить его фиксировать наблюдения - не трудно - если не ставить перед ним сразу задачу по расчету курса. Тут как-раз и поспать можно :) А ежели чего - придется так и бежать в одних штанах корректировать :)
Вообще же фиксация положения идет не непрерывно: в береговой - раз в час (условно) + при каждой смене курса, в offshore все чуть по-другому, там просто объектов для фиксации меньше. Ну и корректируют курс тоже не раз в час, конечно :)
Чего-то меня прорвало, ижвините :)
|
|
|
|
Captain_Every | Дата: Воскресенье, 05 Августа 2012, 0:27 AM | Сообщение # 22 |
Капитан Эвери
Группа: Офицеры
Сообщений: 809
Статус: За бортом
| Quote (Gella) Вообще же фиксация положения идет не непрерывно: в береговой - раз в час (условно) + при каждой смене курса, в offshore все чуть по-другому, там просто объектов для фиксации меньше. Ну и корректируют курс тоже не раз в час, конечно :)
Я имел в виду немного другое. Систематическая порочность хождения по счислению -- именно в том, что наблюдения не непрерывны (бесконечно малые интервалы позволили бы интегрировать, и дело было бы в шляпе ). Тем более, когда кроме паруса ничего нет, и обороты вала не посчитаешь. Поэтому, чем длинее переход без наблюдений, даже по прямой, тем больше набирается ошибка. А про объекты для фиксации offshore я не очень понял -- какие тут объекты, кроме песочных часов, компаса и лага?
Хотя это, конечно, все не более чем дилетантские размышления с моей стороны...
"Ежели вы или кто-либо, кого вы поставите в известность, пожелаете узнать, не нас ли вы видите вдалеке, поднимите ваш флаг на бизань-мачте, убрав на ней паруса. Я отвечу тем же и не буду вам досаждать" Капитан Эвери
|
|
|
|
Lida_anderson | Дата: Воскресенье, 05 Августа 2012, 3:23 PM | Сообщение # 23 |
Матрос
Группа: Офицеры
Сообщений: 228
Статус: За бортом
| Captain_Every, Quote (Captain_Every) Систематическая порочность хождения по счислению -- именно в том, что наблюдения не непрерывны (бесконечно малые интервалы позволили бы интегрировать, и дело было бы в шляпе wolverstone_lol ). Тем более, когда кроме паруса ничего нет, и обороты вала не посчитаешь. Поэтому, чем длинее переход без наблюдений, даже по прямой, тем больше набирается ошибка. А про объекты для фиксации offshore я не очень понял -- какие тут объекты, кроме песочных часов, компаса и лага? Жаль нет падающего в обморок смайлика... Поэтому выскажусь от лица всех гуманитариев. ЧЕГО?
|
|
|
|
orion | Дата: Воскресенье, 05 Августа 2012, 4:37 PM | Сообщение # 24 |
Штурман
Группа: Офицеры
Сообщений: 2266
Статус: За бортом
| Lida_anderson, не надо так плохо думать о ВСЕХ гуманитариях!
|
|
|
|
Мэри_Трейл | Дата: Воскресенье, 05 Августа 2012, 5:52 PM | Сообщение # 25 |
Доброволец
Группа: Заблокированные
Сообщений: 2236
Статус: За бортом
| Quote (Gella) конечно Блад обучился базовым навыкам, чтобы в случае чего было можно сориентироватся, но вряд ли он регулярно Питта подменял на вахте и ведении наблюдений думаю, у Блада своих забот хватало. И у Питта был на то помощник :) но азам навигации (и астрономии)он наверняка постарался выучиться, чтобы больше впросак не попадать.
Человек должен уметь посмеяться над собой, иначе он сойдет с ума. К сожалению, об этом знают очень немногие, поэтому в мире так много сумасшедших (с) капитан Блад
|
|
|
|
Captain_Every | Дата: Воскресенье, 05 Августа 2012, 6:36 PM | Сообщение # 26 |
Капитан Эвери
Группа: Офицеры
Сообщений: 809
Статус: За бортом
| Quote (Lida_anderson) Поэтому выскажусь от лица всех гуманитариев. ЧЕГО?
Lida_anderson, как гуманитарий гуманитарию... попробую выразиться более внятно
Идти по счислению -- это примерно так (имеющие опыт кораблевождения меня поправят). Мы с Вами знаем отправную точку и знаем первоначальный курс (если, конечно, никакой Негоро не подложил под компас чего-нибудь железного). Проводим на карте из этой точки прямую линию. Пока рулевой придерживается прежнего курса (по компасу), мы идем вдоль этой линии. Периодически замеряя скорость движения корабля и отслеживая, сколько прошло времени (песочными часами, другого в XVII веке ничего нет), мы можем отсчитывать расстояние, пройденное этим курсом. "Идем курсом зюйд-зюйд-вест три часа со скоростью шесть узлов... штурман, наше место!" Штурман откладывает вдоль линии, проведенной на зюйд-зюйд-вест, 18 миль (узел -- морская миля в час)... и получает от капитана бутылкой рома промеж ушей, потому что "место" оказывается где-нибудь в дебрях Гвианы, а вовсе не в Маракайбо. Почему? Например, вахтенный зазевался и не перевернул вовремя часы (ошибка времени: прошло не три часа, а больше). Или рулевой задремал (ни слова о Негоро!), и корабль сильно "рыскнул" от курса. Или за время между измерениями скорости скорость сильно изменялась, а это не было зафиксировано. Вот последнее (не очень зависящее от растяп вахтенного и рулевого) и требует в идеале минимизации промежутков между измерениями. И вообще, чем чаще делаем измерения, тем меньше ошибка.
Когда на кораблях появляются машины,возникает еще дополнительная измеряемая величина -- интенсивность их работы (обороты винта). Но это явно не наш с Вами и с капитаном Бладом случай.
Lida_anderson, я действительно прошу прощения за невнятицу. Попробовал изложить несколько более распространенно, -- если не получилось или в чем-то неправ, давайте разбираться дальше.Добавлено (05 Августа 2012, 6:36 PM) ---------------------------------------------
Quote (Мэри_Трейл) думаю, у Блада своих забот хватало
Горация почитать, об Арабелле подумать...
"Ежели вы или кто-либо, кого вы поставите в известность, пожелаете узнать, не нас ли вы видите вдалеке, поднимите ваш флаг на бизань-мачте, убрав на ней паруса. Я отвечу тем же и не буду вам досаждать" Капитан Эвери
|
|
|
|
Мэри_Трейл | Дата: Понедельник, 06 Августа 2012, 0:21 AM | Сообщение # 27 |
Доброволец
Группа: Заблокированные
Сообщений: 2236
Статус: За бортом
| Quote (Captain_Every) Горация почитать, об Арабелле подумать. эй, а как же коварные планы по захвату Маракайбо и прочее? на них тоже время и силы нужны! Если бы Блад бегал курс считал каждый час, у него бы никакой фантазии не осталось. Только "айайсэр есть норд-норд-вест держать!"
Человек должен уметь посмеяться над собой, иначе он сойдет с ума. К сожалению, об этом знают очень немногие, поэтому в мире так много сумасшедших (с) капитан Блад
|
|
|
|
Captain_Every | Дата: Понедельник, 06 Августа 2012, 1:37 AM | Сообщение # 28 |
Капитан Эвери
Группа: Офицеры
Сообщений: 809
Статус: За бортом
| Цезарь вон сколько дел зараз делал, а Блад что, хуже? И потом, планы захвата все равно должны вынашиваться на месте, потому что по карте на Тортуге такого напланируешь! Значит, нужно аккуратно приблизиться к нужному месту, а там уже провести рекогносцировку, взять языков, переодеться испанцем (при необходимости)... ну и так далее... Откуда следует, что важнее всего -- не промахнуться, и в море лучше лишний раз позаботиться о правильности курса и прочем.
"Ежели вы или кто-либо, кого вы поставите в известность, пожелаете узнать, не нас ли вы видите вдалеке, поднимите ваш флаг на бизань-мачте, убрав на ней паруса. Я отвечу тем же и не буду вам досаждать" Капитан Эвери
|
|
|
|
Gella | Дата: Понедельник, 06 Августа 2012, 8:55 AM | Сообщение # 29 |
Доброволец
Группа: Матросы
Сообщений: 17
Статус: За бортом
| Про счисление - да, все так.
Сейчас попробую дополнить, чтоб было познавательно и понятно :)
Метод счисления, это (чуть другими словами) когда мы рассчитываем, что, к примеру, выйдя откуда-нибудь с Гренадин в 09-40 утра, вместе с отливом и встав на курс 45 градусов, он же норд-ист, пройдя 4 часа со скоростью 14 узлов, мы можем определить наше местоположение. Довольно точно. В принципе - задачка из школьного курса математики.
Но это - сферический конь в вакууме: в зависимости от различных факторов точка, находимая методом счисления может - и будет - существенно отличатся от реальности.
Почему так происходит, насколько морякам было трудно, и почему это важно (не в порядке значимости, а как они мне в голову пришли):
1. Курс, которого старается держатся рулевой - это вовсе не тот курс которым идет корабль :). Это то направление, куда указывает нос корабля, и только. В реальности же, чтобы определить, куда рулить надо посчитать сразу несколько курсов: курс, которым нам реально надо двигатся, чтобы попасть из точки а в точку б, учесть течение (его направление и скорость, течения приливное и стабильно существующее в некоторых областях. Приливное постоянно меняет направление и скорость, может доходить до 6 и даже более узлов), учесть ветер (спасибо, если он дует в нужную нам сторону!) и вот только тогда мы сможем наконец посчитать курс, которого надо придерживатся рулевому, чтоб прийти в нужную точку. А, там еще девиацию надо учесть и склонение, но про это ниже.
2. Ветер - штука нестабильная. Он имеет свойство менять направление в самые неудобные моменты, иногда довольно незначительно - но кораблю хватает. И тогда у нас либо падает скорость, либо мы начинаем корректировать курс, чтобы скорость сохранить. Кстати, ветер может это делать на протяжении дня много раз :) Казалось бы, чего там, скорректировались на пять градусов. А вот нет :)
3. Одна морская миля - это одна минута по шкале широты. Кто сможет на компасе разглядеть минуты, которых 60 штук в одном градусе? :) Когда ты идешь под парусом, волны по три метра, ветер порывами (а значит все время нас то подгоняет, то тормозит, то пытается куда-нибудь подвернуть), судно кренится (а это означает, что уменьшилась площадь руля в воде. Чем она меньше, тем менее эффективны наши телодвижения у штурвала) - в общем тут не до минут. Там бы в градус попасть!
Промахнутся на несколько миль при достаточно долгом переходе - раз плюнуть. Для оценки масштаба бедствия: скорость в 1 узел - это одна морская миля в час. Со скоростью в 1 узел никто, конечно, не ходит, возьмем за ориентир 10 узлов. Так вот, идя 10 узлов, если мы скорректировали под ветер курс на примерно 5 градусов и прошли так один час, через этот час мы окажемся на расстоянии примерно в милю от первоначально планировавшейся точки. Всего за час! И хорошо, если там нет рифов!
Тут ссылались на Негоро, который железку подложил - так вот, даже без этого персонажа компас так и норовит устроить диверсию. У каждого компаса, кроме того, что он, как известно не указывает на север (это не только у Джека Воробья так. это они все так делают :). Точнее, указывает он вовсе не на географический север, который у нас на всех картах, а на магнитный, который постоянно перемещается и для каждой точки на земной поверхности отклонение магнитного и реального севера составляет разную величину и меняется на несколько минут ежегодно. В 17м веке про это не очень-то и знали. Кроме того, каждый компас индивидуально страдает от количества железа, находящегося рядом с ним. Понятно, что корабль деревянный, но сабли-то стальные! И еще куча предметов такие-же. Размер компаса значения не имеет :)).
И ладно промахнутся с одной милей днем, хотя тоже может получится грустно. Но днем хоть что-то видно! А вот ночью, да при плохой видимости... Ладно, даже условия видимости не надо ухудшать: это сейчас у портов иллюминация такая, что не пропустишь, а тогда? У Джека Лондона в цикле "рассказы Южных морей", есть один совершенно отличный под названием "Потомок МакКоя" - вот там как раз иллюстрируется именно такой эпизод. Шли вроде нужным курсом, должны были пройти мимо нужного острова. Ан нет. Нету! Ну ладно, пойдем дальше, до следующего. 80 миль. Только у нас пшеница в трюме горит и припасов нет. Там персонажи раза три промахнулись - а это уже даже не 17й, а начало 20го века!
4. Как верно заметили, если мы много дней в открытом море, и не проходили никаких ориентиров, то все, что нам остается - пытатся что-то померять и посчитать. Но опять же - это сейчас секстанты, справочники, таблички, альманахи, где все расписано и посчитано (это, кстати, для упертых. А так-то вообще GPS навигатор еще есть :)), а тогда... Ну там, еще можно в шторм попасть и тут не до наблюдений вовсе :) Конечно, к 17му веку люди уже столетия занимались астрономией, но багаж знаний все равно был вовсе не такой как сейчас. По этой части - в Карибском море ориентиры встречаются, даже если мы идем по offshore зоне преимущественно - острова показывают, отмели и всякое такое. А при переходе через Атлантику вообще ничего нету.
Мне в свое время, когда мы только начали всем этим заниматся совершенно поразило осознание того, КАК они тогда все это делали. То есть, выбора у них в принципе по части инструментов не было, но храбрость этих людей удивительна. Наверное, они даже не осозновали этого в полной мере, поскольку совсем по другому подходили в частности к вопросу жизни и смерти, но по сути каждый поход из Европы в Новый Свет - это "в прошлый раз шли вот таким вот примерно таким курсом, в начале пути Медведица была вон там, в середине перестала быть видна, зато когда увидели прямо над собой вот такую штуку - у нас в Лондоне такой не видно - почти пришли".
Вовзращаясь к вопросу о Бладе: чтоб иметь возможность сориентироватся, ему достаточно навыка и багажа знаний на тему расположения звезд в этой части света, чтобы выдать Питту ТЗ на расчет курса. Хотя он все контролировать любит, и наверняка пока весь мозг не выел Питту после неудачного эпизода, не успокоился :)
|
|
|
|
Yberville | Дата: Понедельник, 06 Августа 2012, 12:20 PM | Сообщение # 30 |
Французский гугенот
Группа: Капитаны
Сообщений: 1139
Статус: За бортом
| Gella, очень познавательно и вроде понятно. Спасибо
Единственный вопрос: Offshore зона - это открытое море?
Убедительность любого аргумента зависит от того, как его преподнести. (с) Капитан Блад Чего вы хохочете, дельфин? (с) лорд Уиллогби
|
|
|
|
|