Quote (Demir)
В оправдание Сабатини можно сказать, что он просто жил в такое время, когда подобное отношение к вере, к религии было повсеместным, им заражались зачастую лучшие, благороднейшие (простите за пафос) люди тех лет. К сожалению.
Мне кажется, отношение всегда было разным. Несмотря на Варфоломеевскую ночь, героическую идейную борьбу гугенотов во Франции, и их готовность умереть за веру, Генрих IV менял веру несколько раз. Я думаю, всегда было немало людей, которые полагали что "Париж стоит мессы". И считать ли их бессовестными или, наоборот, тонкими политиками и дипломатами - дело вкуса...
Добавлено (Сегодня, 4:35 Pm)
---------------------------------------------
Quote (морская)
Можно быть человеком чести, но не быть кадровым военным, например. Можно жить и в наше время, быть врачём, грузчиком, или ещё кем-то, но быть человеком чести.
Второе: честь и честность понятия разные, но взаимосвязанные.
Думаю, проблема в том, что слово "честь" одновременно обозначает связанные, но не одинаковые понятия - в общем, она бывает "внутренняя" и "внешняя" . Это подмечено и в словаре Даля. Вы говорите как раз о первом значении
Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля
ЧЕСТЬ
ЧЕСТЬ ж. внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть. Человек с честью, незапятнанной чести. По чести, уверяю вас честью, заверенье, утвержденье. Поступок несовместный с честью. Чести к коже не пришьешь, коли нет. Знал бы ты честь, посовестился бы. || Условное, светское, житейское благородство, нередко ложное, мнимое. Честь моя этим обижена. Поле чести, поле брани, сраженье. Честь моя требует крови. Не платить долгов можно, но честь требует уплаты картежных долгов.
Честный, в ком или в чем есть честь, достоинство, благородство, доблесть и правда. - человек, прямой, правдивый, неуклонный по совести своей и долгу; надежный в слове, кому во всем можно доверять
В социологии, я так понимаю, акцент делается на понимание чести, о котором говорила я - как внешних правилах для определенных социальных групп, которым индивид стремится соответствовать, и соответствия которым от него в этих группах ждут.
Тут заумно, но как раз об этом :
Социальная психология. Словарь
Честь - форма самоуважения личности, обращенная в социально-нравственную ценность. С культурно-исторической точки зрения Ч. является продуктом интериоризации социального статуса. В рабовладельческом и феодальном обществе Ч. играла специфически важную роль в сфере социальной регуляции личных отношений. В дальнейшем сословную Ч. сменила Ч. корпоративная, тесно связанная с исполнением социальной роли и ее престижем в обществе. Ч. тесно связана с доверием. Субъективное чувство Ч. находит объективное выражение в поведении индивида, соответствующем ожиданиям группы, к которой он принадлежит. Социальная психология видит в Ч. типический пример социальной ратификации значений: так, референтная группа склонна контролировать и осуждать поведение, отклоняющееся от норм Ч. Нормы Ч. имеют прочную связь с традицией, а их соблюдение - с известным риском.