Стюарт Грейнджер, настоящее имя Джеймс Леблан Стюарт, родился 6 мая 1913 года в Лондоне и был внуком актера Луиджи Леблаче. Поначалу Джеймс учился в медицинском колледже Эпсом, но вскоре бросил его и поступил в школу драматического искусства - Webber-Douglas School of Dramatic Art - в Лондоне.
В 1935 году Джеймс дебютировал на сцене в спектакле The Cardinal at Hull и следующие три года провел в составе Бирмингемской труппы. За это время он успел дебютировать в Вест-Энде в спектакле The Sun Never Sets и постепенно становился восходящей звездой театральной жизни Лондона, когда нагрянула вторая мировая война. В 1940 году Джеймс Стюарт вступил в ряды Британских вооруженных сил, однако уже через 2 года был демобилизован по состоянию здоровья.
В этот период Джеймсу было довольно легко пробиться на экран. И в 1943 году он уже играет в своем первом фильме "Человек в сером", на студии Гейнсборо. Это был его первый шаг к серии успешных романтических фильмов. Именно тогда, чтобы его не путали с американским актером Джеймсом Стюартом, он берет псевдоним и превращается в Стюарта Грейнджера. Под этим именем он и становится известен всему миру, хотя друзья продолжают называть его Джимми.
Но работа в кино его не удовлетворяла. Стюарт постоянно получал незначительные роли, в то время как такому же подающему надежды актёру Джеймсу Мэйсону всегда доставались более серьёзные работы от Гейнсборо. Когда Мэйсон получил предложение из Голливуда, Грейнджер подхватил эстафету. Ему стали перепадать лучшие роли и однажды попал в звёздную компанию в фильме "Цезарь и Клеопатра" (1945) с Клодом Рейнсом и Вивьен Ли, а также молодой, но уже подающей большие надежды актрисой, исполнявшей эпизодическую роль - Джин Симмонс.
Грейнджер продолжал играть большие роли, а Симмонс поднималась по ступенькам успеха, играя мелкие, но запоминающиеся роли для Дэвида Лина, Майкла Пауэлла, и, в особенности, Лоуренса Оливье, у которого она сыграла роль Офелии в его историческом "Гамлете" (1948), за что получила номинацию Оскара.
В следующий раз Грейнджер встретил ее на съемках комедии "Адам и Эвелина" (1949). Где-то в это время между ними и возникла симпатия, они обручились. Тогда же оправдались надежды Грейнджера на Голливуд, и не только для него, но и для его будущей жены. В 1950 году Стюарт женился и подписал контракт с компанией MGM.
Попав в Голливуд, Стюарт Грейнджер вновь стал получать большие романтические роли, которые нравились публике, но не удовлетворяли его самого. В чем-то ему даже удалось стать наследником Эррола Флинна, играя роли авантюристов в двух популярных фильмах: ремейк "Узник крепости Зенда" (1952) и "Скарамуш" (1952).
Вскоре стало понятно, что хотя супруги играли в равных по значению фильмах, Симмонс стала звездой наиболее популярных кино-хитов. Это негласное соперничество для женатой голливудской парочки оказалось ядом. В 1960-м они развелись, после чего Стюарт много работал в Германии, иногда в Италии и Испании. В 70-х и 80-х Грейнджер опустился до мелких ролей на телевидении и в кино, и периодически выступал на сцене Нью-Йорка. В его ситуации не было ничего нового, и резкая критика Голливуда и его обитателей, которая нашла своё выражение в автобиографии "Искры летят вверх", была понятна, а его история была похожа на многие другие, рассказывающие о мнимой славе. Хотя он был искренне недоволен всей своей карьерой, и по общему признанию не обладал необходимой глубиной, свойственной выдающимся актерам, тем не менее, он постоянно появлялся в добротных фильмах, в ролях, которые стали его наследием. Стюарт Грейнджер умер 16 августа 1993 года, в возрасте 80-ти лет.
Интересные факты:
Снялся в более чем 70 фильмах, и однажды признался, что ни один из них не может терпеть.
Все свои трюки Стюарт выполнял сам.
Стал звездой в Англии сразу после появления в первом же фильме "Человек в сером".
Стал гражданином Америки в 1956-м году и отказался от этого гражданства в 1967-м.
О "Скарамуше":
Серьёзно занимался фехтованием для ролей в фильмах "Узник крепости Зенда" (1952) и "Скарамуш" (1952). Он так сильно желал улучшить своё мастерство, что брал уроки у олимпийского чемпиона по фехтованию.
При подготовке к "Скарамушу" (1952) во время уроков фехтования и тренировок сносил дюжину пар фехтовальных ботинок.
Когда фильм вышел в свет, его портрет украшал обложку журнала "Life" с заголовком "Стюарт Грейнджер. Авантюрист".
Единственный актёр, который, вероятно, превосходил его в фехтовании в то время, был Бэзил Рэтбоун.
Подготовленно по материалам IMDB.
Спасибо, Fair_Marina за помощь в переводе.
Смотреть фотографии.