http://ifolder.ru/1625943 - контрданс "Влюблённые герольды", описание искать по ссылке выше. И кое-что о менуэте.
Менуэт - один из самых популярных танцев XVI-XVII веков. Пережив на несколько столетий одновременно с ним возникшие хореографические формы, он сыграл большую роль в развитии не только бального, но и сценического танца. Как и большинство танцев, он возник из французского крестьянского бранля. Родиной его считают Бретань, где его исполняли непосредственно и просто. Своё название он получил от pas menus, маленьких шагов, характерных для менуэта.
Как и многие другие танцы, возникшие в народе, менуэт в своей первоначальной форме был связан с песнями и бытовым укладом данной местности. Исполнение менуэта отличалось изяществом и грацией, что немало способствовало его быстрому распространению и популярности в придворном обществе.
Любимым танцем королевского двора менуэт становится при Людовике XIV. Здесь он теряет народный характер, свою непосредственность и простоту, становится величественным и торжественным. Придворный этикет наложил свой отпечаток на фигуры и позы танца. В менуэте стремились показать красоту манер, изысканность и грациозность движений.
Аристократическое общество тщательно изучало поклоны и реверансы, часто встречающиеся по ходу танца. Пышная одежда исполнителей обязывала к медленным движениям.
Менуэт всё больше и больше обретал черты танцевального диалога.
Движения кавалера носили галантно-почтительный характер и выражали преклонение перед дамой.
Исполнители менуэта двигались по определенной схеме, придерживаясь строгого композиционного рисунка. Схем существовало много, хотя между ними нетрудно найти общие черты.
Президент Парижской Академии танца Луи Бошан - учитель Людовика XIV - предложил схему в виде буквы S. Тауберт в своем труде описывает схемы в виде восьмерки, двойки, букв S и Z. Известный танцовщик Пекур, став президентом Академии танцев, настаивает на схеме в виде буквы Z. Постепенно она становится каноничной.
При французском дворе менуэт очень скоро стал ведущим танцем. Его называли «королём танцев и танцем королей». Исполнители располагались строго по рангам. В первой паре шли король и королева, после них - дофин с одной из знатных дам. Отсюда возникли названия: менуэт de la Reine и менуэт de Dauphin.
Долгое время менуэт исполнялся одной парой, затем число пар стало возрастать.
Менуэту обучались долго, несмотря на его незамысловатый основной шаг. Это объясняется тем, что очень трудно давалась манера исполнения.
Переход от одного движения к другому должен был совершаться без рывков и в точном ритме, плавно, красиво. Особенно сложной была мужская партия, в которой большую роль играли движения со шляпой. Ее следовало элегантно снять во время реверанса, красиво держать попеременно то в одной, то в другой руке и непринужденно надеть.
Руки танцующих - мягкие, пластичные, с красивым изгибом кистей - дорисовывали позы менуэта. В менуэтах XVII века они имели своеобразную позировку: их не полагалось поднимать высоко, соединение рук танцующих должно было происходить мягко, плавно.
Медленный менуэт в XVIII веке сменил скорый. Если при исполнении медленного менуэта главным было точное выполнение заранее предусмотренной схемы, то для скорого свойственно ускорение темпа, введение ряда сложных движений; руки разрешалось поднимать высоко в различных позах.
В менуэте XIX века изменяются не только движения рук. Музыкальный размер, определяющий характер основного па менуэта, который в XVII веке занимал два полных такта по 3/4, стал занимать один такт. С такой формой шага мы встречаемся в менуэте, сочиненном Мариусом Петипа на музыку из оперы Моцарта «Дон Жуан».
На сценические подмостки менуэт попал давно, но когда - установить пока не удалось. Курт Закс, например, указывает 1700 год; другие исследователи останавливаются на периоде между 1706- 1729 годами.
Менуэт был популярным танцем не только при французском дворе. Он исполнялся в России на ассамблеях Петра I (танцевала одна пара). Во времена Елизаветы Петровны число пар значительно возросло. Русское высшее общество в совершенстве овладело техникой этого танца и изящной манерой исполнения.
В эпоху французской революции менуэт теряет свою популярность. На смену приходят другие, более простые и общедоступные танцевальные формы. Но менуэт остался среди особо важных танцев в системе хореографического образования. На нем воспитывались многие поколения балетных артистов всех стран.
Источник: Васильева-Рождественская М.В. Историко-бытовой танец: Учеб. пособие. М.: Искусство, 1987.
Добавлено (2007-04-10, 5:27 Pm)
---------------------------------------------
ЭЛЕМЕНТЫ МЕНУЭТА XVII-XVIII ВЕКОВ (два такта по 3/4)
Основной шаг менуэта XVII века (pas menuet)
Исходное положение: ноги в III позиции, правая нога впереди.
1-й такт. Плие (plie) в III позиции на обе ноги (первая четверть), скользящий шаг правой ногой вперёд, левая нога сзади в IV позиции (вторая четверть), плие на обе ноги, одновременно левая проводится вперед в IV позицию (третья четверть).
2-й такт. Три маленьких шага вперед на низких полупальцах с левой ноги (первая, вторая, третья четверти). Этот шаг можно исполнять назад.
Примечание. Шаг второго такта делается без малейшего отведения ноги в сторону.
Второй шаг (pas menuet) (два такта по 3/4)
Исходное положение: ноги в III позиции, правая нога впереди. Затакт - плие.
1-й такт. Шаг правой ногой вперёд в IV позицию, левая нога сзади в IV позиции (первая четверть). В этом положении выдерживается пауза (вторая четверть). Левая нога подтягивается к правой ноге назад в III позицию. Ноги поднимаются на низкие полупальцы (третья четверть).
2-й такт. Три маленьких шага вперёд на низких полупальцах с левой ноги.
Разновидность второго шага
Затакт - плие.
1-й такт. Шаг правой ногой вперед в IV позицию, левая сзади в IV позиции (первая четверть). В этом положении выдерживается пауза (вторая четверть). Левая нога проводится вперед в IV позицию (третья четверть).
2-й такт. Па-де-буре (pas de bourree) с левой ноги (первая четверть). Па-де-буре с правой ноги (вторая четверть). Левая нога ставится вперёд, заканчивая движение (третья четверть).
Шаг вправо (pas menuet а droite et а gauche) (два такта по 3/4)
Исходное положение: ноги в III позиции, правая нога впереди. Затакт - плие.
1-й такт. Правая нога скользяще переводится во II позицию, левая нога вытянута во II позицию, слегка прикасаясь носком к полу (первая четверть). Это движение выдерживается (вторая четверть). Плие на правой ноге, носок левой ноги снимается с пола (третья четверть).
2-й такт. Левая нога подтягивается к правой назад в III позицию, ноги на низких полупальцах, колени вытянуты (первая четверть). Правая нога скользяще переводится во II позицию (вторая четверть). Левая нога ставится вперед к правой в III позицию (третья четверть).
В менуэте это движение делается два раза, одно за другим.
На первый такт руки через I позицию плавно открываются во II. Голова постепенно поворачивается в сторону партнера. На третью четверть - легкое движение кистями, которые плавно поворачиваются ладонями вниз. На второй такт голова плавно поворачивается вправо. Шаг менуэта влево делается так же, как вправо, но с левой ноги.
Кроме упомянутых шагов в менуэте встречаются движения балансе (balance) и па граве (pas grave).
Balance вправо (два такта по 3/4)
В «Танцевальном учителе» Ивана Кускова это движение названо балансе, позже его стали именовать «реверансом». Оно служило как бы заключительным движением других па и никогда не повторялось одно за другим.
Исходное положение: правая нога впереди в III позиции. Затакт - плие.
1-й такт. Скользящий шаг правой ногой во II позицию, тяжесть корпуса переносится на правую ногу, носок левой ноги слегка прикасается к полу, колено вытянуто (первая четверть). Левая нога подтягивается к правой и через I позицию проводится в IV позицию назад (вторая, третья четверти).
2-й такт. Плие на обе ноги (первая четверть). Колени вытягиваются (вторая четверть). Правая нога ставится вперёд в III позицию (третья четверть).
Балансе влево делается так же, как и вправо, но впереди в III позиции должна быть левая нога.
Pas grave
Танцевальные словари характеризуют это движение как шаг, исполняемый подчеркнуто важно и горделиво. Оно придает менуэту своеобразный характер.
Па граве может исполняться в начале менуэта, как до, так и после балансе. По мере изменения темпа менуэта и постепенного перехода от медленного к более быстрому па граве сливается с балансе и получает название балансе-менуэт (balance-menuet).
В па граве своеобразна манера подачи руки. Если па граве начинали с правой ноги, соединяли левые руки, если же начинали с левой ноги, подавали правые руки.
Исходное положение: ноги в III позиции, правая впереди. Затакт - плие.
1-й такт. Подъем на полупальцы (первая, вторая четверти). Плие (третья четверть).
2-й такт. Скользящий шаг правой ногой во II позицию. Тяжесть корпуса переносится на правую ногу (первая четверть). Левая нога подтягивается к правой и через I позицию проводится в IV позицию назад (вторая, третья четверти).
Pas grave или balance-menuet
Партнеры стоят лицом друг к другу.
1-й такт. Шаг с правой ноги вперед в IV позицию (первая четверть). Левая нога подтягивается к правой назад в III позицию, одновременно ноги поднимаются на полупальцы, соприкасаясь икрами. Руки плавно поднимаются выше талии. Локти согнуты. Кисти левых рук слегка соприкасаются (вторая, третья четверти).
2-й такт. Левая нога делает шаг назад. Правая нога вытянута вперед. Руки на уровне талии, локти выпрямляются (первая четверть). На вторую четверть пауза. Правая нога подтягивается к левой в III позицию вперёд (третья четверть). Исполнив два па менуэта, начиная с правой ноги, танцующие меняются местами.
В менуэтах XIX века основной шаг занимает один такт на 3/4. Этот шаг встречается в сценическом менуэте Петипа.
Шаг менуэта XIX века (один такт 3/4)
Исходное положение: правая нога в III позиции впереди. 1-й такт. Шаг правой ногой вперёд на низких полупальцах (первая четверть). Шаг левой ногой вперёд на низких полупальцах (вторая четверть). Шаг правой ногой вперед на плие, одновременно левая нога скользяще проводится из IV задней позиции в IV позицию вперёд. Это движение повторяется с левой ноги.
© Мистерия танца