Забытый романтик
Автор: Марина Вылегжанина
Опубликовано: 2007
Сейчас много говорят о неправильном воспитании молодёжи, о том, что нужно воздействовать на новое поколение через литературу и телевидение. Но что творится вокруг? СМИ переполнены «видеомакулатурой», которая направлена отнюдь не на духовное воспитание. А в любой открытой наугад книге современных писателей можно прочитать только про убийства, насилие, наркоманах и алкоголиках. Я ничего не имею против реализма, но невольно возникает вопрос: как же эти произведения пробудят веру в добро и справедливость, бескорыстие и красоту мира? Или их не существует?

Мы ещё помним Жюля Верна, Вальтера Скотта, Александра Грина, но многие имена незаслуженно забыты. Время оставило нам решать вопрос: нужны ли теперь такие неистовые мечтатели, какими были писатели самого яркого и неординарного жанра, как приключения и романтика моря? Да, мы живём в сложное время, где преобладают материалистические взгляды, но когда оно было проще?
Взять хотя бы начало XX века. Практически весь был мир охвачен войнами, и жизнь не оставляла места для мечтаний. Романтизм сменили модернизм и соцреализм. Но романтики были! Вот, например, английский писатель Рафаэль Сабатини, создатель бессмертного капитана Блада. Мало, кто помнит сейчас это имя, а когда-то оно гремело по всему миру. Его биография до сих пор не написана, что в высшей степени не справедливо. Я попыталась собрать краткие наброски жизни писателя и составить в некоторое целое*.

Он родился в маленьком городке Ёзи в центральной Италии 29 апреля 1875 г. в семье знаменитых оперных певцов. Имя Рафаэль в переводе означает «помощь Божия».
Ещё до рождения романтика коснулась его жизни. Его мать, англичанка Анна Траффорд, по контракту приехала из Италии на Филиппины, туда же для поправки здоровья из Индии прибыл итальянец Винченцо Сабатини. Там они соединили свои судьбы, придя на встречу через весь мир!
Мать к тому времени, уже лет 15 прожив в Италии, практически не говорила по-английски, и первым языком английского романиста стал итальянский. Но когда Рафаэлю было 2 года, его родители возобновили гастроли, а сына отправили к английскому дедушке в Ливерпуль, где он провёл 5 лет. Там он пристрастился к чтению. «Вы не поверите, что я читал тогда», - позднее писал Сабатини: 6-7-летний ребёнок читал Дюма, Сервантеса, Шекспира. Впоследствии он говорил: «я начал писать по-английски потому, что лучшие произведения прочитал именно на этом языке».

Вскоре родители Рафаэля, завершив артистическую карьеру, перебрались в Португалию и открыли певческую школу в г. Порту. Мальчик переехал к родителям; там же он учился в католической школе, а к знанию двух языков добавился португальский. Через несколько лет семья Сабатини вернулась в Италию, обосновавшись в Милане, а 16-летнего сына отправили учиться в Швейцарию в г. Цуг. Там официальным языком был немецкий, но французский был более распространенным, и первые шаги в литературу писатель сделал на нём: на французском школьники издавали свой рукописный журнал, одним из двух редакторов которого был Рафаэль. Он продолжал читать, всерьёз изучал историю покорения Америки европейцами, и к его лингвистическим знаниям прибавился испанский. Чтение пробудило воображение писателя-романтика и определило главное содержание его книг: головокружительные приключения на фоне подлинных исторических событий.

В 17 лет Сабатини покинул школу, и его отец, сочтя, что знание пяти языков поможет сыну сделать карьеру коммерсанта, отправил его в Англию. И в 1892 тот прибыл в Ливерпуль и несколько лет работал переводчиком в крупной торговой фирме. Но юношу, воспитанного на романах, бизнес не интересовал. К этому времени характер будущего писателя уже сформировался. В отличие от родителей, он предпочитал уединенный образ жизни. Главным удовольствием было катание на горных лыжах, чтение и рыбалка. «Ловля лосося, - позднее шутил он, - главное занятие моей жизни. Теннис – любимая игра, а написание романов – основная забава». А главные черты характера – скромность, доброта и упорство.

«Я начал писать,- рассказывал автор,- не потому, что думал о публикациях. Я писал, потому что хотел писать. Я обнаружил, что больше удовольствия получаешь, создавая истории сам, чем читая выдуманные другими. Я только доставлял себе удовольствие, сопротивляясь всем соблазнам превратить свой дар в источник прибыли. Позднее, после нескольких публикаций, я пристрастился к писательству на всю жизнь; хотя я столкнулся с постной пищей и с трудом оплачивал квартиру, я оставался глух к предложениям моего редактора, а также издателя, что должен писать детективные истории или освещать общественные проблемы в повестях о повседневной современной жизни объёмом в несколько частей. Они заверяли меня, что именно это приносит прибыль, и, несомненно, так оно и было; но мне это не приносило радости».

В 1899 он стал штатным сотрудником «Ливерпульского курьера». Журнальный дебют: рассказ «Пари виконта» (более ранние публикации затерялись на страницах популярных газет). А в 1902 увидел свет первый роман «Любовники Ивонны». После публикации второго - «Рыцарь Таверны» (1904) - молодой писатель покончил с коммерцией, удалился в деревушку близ Честера и решил зарабатывать на жизнь пером. Это был смелый шаг: как известно, вдохновение и признание читателей не отличаются постоянством. Слава не сразу пришла к нему: были провалы, отказы в публикациях, бессонные ночи, нервные перегрузки, отчаяние, слёзы... Но терпение и выдержка этого высокого светловолосого человека были завидные. Он сам для себя был самым строжайшим критиком. Его метод был неизменен: глубокое изучение материала, безукоризненная разработка сюжета, насыщенного красочными подробностями.

В 1905 он женился на Руфи Диксон – дочери ливерпульского бумаготорговца, у них родился сын Рафаэль-Анджело. С 1913 по 1918 Сабатини был директором издательского дома Мартин Секкер Лимитед. Но в течение этих лет большую часть времени он тратил на отделение разведки в британском военном ведомстве, где состоял переводчиком.
По собственному признанию, «не интересовавшийся ничем, кроме истории» «Александр Дюма современной беллетристики» делал персонажами своих книг людей минувших эпох – от Лжедмитрия, Гизов до Робеспьера и Шарлоты Корде. Из-под его пера выходят два исторических исследования о жизни Чезаре Борджиа и Торквемады (1912-13), а в 1917-19 издан двухтомник «Ночи истории». Но успех принёс «Скарамуш» - роман о Великой французской революции. Удивительно, что книга, прославившая автора, была отвергнута десятком издателей (якобы такая литература не пользуется спросом) и издана по счастливой случайности.

Но писатель немного слукавил, говоря об одной любви к истории: море, приключения вольных корсаров всегда волновали его воображение. Подлинную славу принесли романы «Морской ястреб» (1915), «Западня» (1917), «Черный лебедь» (1933). Еще больший успех сопутствовал его роману «Одиссея капитана Блада» (1922), где тема моря обрела наиболее яркое воплощение. Новый герой сразу принёс автору мировую известность.

Однако с 1927 Фортуна отворачивается от него - в автокатастрофе погиб его единственный сын, Сабатини впал в депрессию, а еще через несколько лет - развод с женой. Затем незаконный штраф налоговой службы в несколько тысяч фунтов стерлингов. В 1935 Сабатини вновь женился - на талантливом скульпторе свояченице Кристине Диксон. Каждый январь чета ездила в Адельбоден (Швейцария) рыбачить и кататься на лыжах. Сабатини продолжал писать, отдавая предпочтение рассказам. Не в силах расстаться с любимым героем, писатель сочинил еще два сборника связанных между собой рассказов - «Хроника капитана Блада» (1931) и «Удачи капитана Блада» (1936). Казалось, жизнь выправилась. Но начинается II Мировая война – писатель-космополит тяжело переживал раскол Европы. И до того неважное здоровье пошатнулось, похоже у него был рак желудка. Он отступает от принципа «по книге в год».

А в 1940 во время первого учебного полёта на глазах у супругов гибнет Ланселот – сын Кристины от первого брака. По странному стечению обстоятельств это случилось почти в тот же день, что и смерть Рафаэля-Анджело.
За свою жизнь он написал около 50-ти романов, последний - «Игрок» - вышел в 1949. Сабатини продолжал писать до последнего часа – он умер 13 февраля 1950. Последняя книга - сборник рассказов «Буйные истории». Похоронен Рафаэль Сабатини в так полюбившемся ему Адельбодене. Кристина сама сваяла трогательную скульптуру на памятник - человека, упавшего лицом вниз, с ручкой в руке. А эпитафией стали его слова, сказанные о Скарамуше: «Он появился на свет с обостренным чувством смешного и врожденным ощущением того, что мир безумен»...

Несмотря на успех многих произведений, Сабатини пришлось пережить годы невнимания, и даже забвения. Когда писатель скончался, расцвет его славы был далеко позади. Его книги в России и за рубежом издают крайне редко - сейчас в приключенческой литературе герои типа капитана Блада, благородного и великодушного рыцаря без страха и упрека, хранящего верность даме сердца, не нужны современному читателю.
Романы Сабатини не претендуют на многозначность, они читаются легко, но и любителя приключенческой литературы, развлекая, ведут в мир гораздо более серьёзный, чем это может показаться на первый взгляд.

В заключение хочу сказать: современный писатель, задумайся. ХХ век был очень трудным для человечества, как и сейчас во многих странах мира текла потоками человеческая кровь. Многие писатели, поддавшись общему смятению, либо прославляли торжество силы, либо впадали в депрессию. Если бы не те немногие, которые не побоялись сохранить своё собственное «я», мировая литература потеряла бы своё, по моему мнению, главное предназначение – наставлять человека на путь гуманизма и справедливости.

* статья дана в сокращении


Дата: 05 Февраль 2010 | Добавила: Элио | Просмотров: 1552 | Комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]